Сегодня: 13 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:1 
Наименование
ГАЗИЕВ МАРАТ МУСАЕВИЧ
 
Текст
ГАЗИЕВ МАРАТ МУСАЕВИЧ (21.11.1924, г. Астрахань – 28.08.1988, г. Кишинёв, Молдавия), артист, балетмейстер, педагог. Звание «Выдающийся деятель перм. балета 20 столетия» в номинации «Хореограф» (2000, присвоено Перм. об-вом «Арабеск» по результатам опроса и анкетирования жителей Перми). Учиться балету начал с 13 лет, поступив в Ленинградское государственное хореографическое училище (обучение не закончил). В 1941-1944 гг. – артист балета Туркменского театра оперы и балета (г. Ашхабад), где исполнил партии: Советский лётчик Алексей (балет «Девушки моря», 1943), Мерет («Алдар-Косе», 1944), оба балета – композитор И. Корчмарёв, балетмейстер Н. Холфин. В 1942-1943 гг. служил в Советской Армии. Окончил Московское хореографическое училище при Большом театре СССР (1947) и балетмейстерское отделение ГИТИС (1958, специальность «режиссёр-балетмейстер»). Солист балета Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1947-1960), одновременно – педагог Московского хореографического училища. Партии: партизанский командир Антонио («Лола» С. Василенко, 1948), архиепископ Клод («Эсмеральда», 1951), мистер Педжа («Виндзорские проказницы» С. Оранского, 1951); сольные танцы: мазурка и венгерский в «Лебедином озере», Клопен в «Эсмеральде», перуанский в опере «Перикола», цыганский в «Цыганском бароне», лезгинка в «Кэто и Котэ» и др. По направлению министерства культуры СССР работал специалистом по хореографии в Албании (1958) и Афганистане (1960). Гл. балетмейстер и артист балета Перм. академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского (1960-1967), балетмейстер-постановщик (1973-1975), педагог-балетмейстер Перм. государственного хореографического училища (1968-1970, 1972-1973). Постановки в перм. театре: «Болеро» М. Равеля, «Токката» на музыку И. С. Баха, «Седьмая симфония» С. С. Прокофьева (все три – 1961); «Штраусиана» и «Дон Кихот» (совместно с Н. Азариным, по А. Горскому), оба – 1962 г.; «Берег надежды» А. Петрова, «Шахматы» А. Блисса (другое название «Шах и мат»), «Выстрел» Н. Крюкова и Г. Терпиловского (сценарий М. Газиева по мотивам повести Б. Лавренёва «Сорок первый»), все три – 1963 г.; «Раймонда» А. К. Глазунова (1964); «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и «Подвиг» А. Фридлендера (другое название «Зоя», сценарий М. Газиева), оба 1965 г.; «Дон Кихот» (1967), «Сотворение мира» А. Петрова (1974). Постановки в Перм. хореографическом училище: балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1988), Танец часов из оперы «Джоконда» А. Понкьелли (1988); а также хореографические миниатюры «Полька» И. Штрауса (1968), «Маленькая балерина» Н. Ракова (для ученицы 4-го класса училища Н. Павловой), «Девочка и эхо» на музыку И. С. Баха, «Детское па-де-де» на муз. П. И. Чайковского и др. «Начало балетмейстерской деятельности М. Газиева совпало с кризисом хореодрамы и утверждением хореографического симфонизма, когда заново открывались образность чистого танца, развивающегося по законам зримой музыки. Благодаря глубокой и яркой музыкальности М. Газиев очень быстро выдвинулся в число самых перспективных молодых хореографов. Его первые постановки поражали неожиданностью пластического и образного решения, вызывая горячие споры, выходившие далеко за рамки собственно балетного искусства. И последующие спектакли, классические и современные, становясь ареной противоборства эстетических взглядов, делили, и не только балетную аудиторию, на страстных поклонников и ярых противников М. Газиева, ставившего вопросы о цене и смысле жизни, о человеческом достоинстве задолго до наступившего «массового прозрения». Марат Мусаевич был подлинным профессионалом, балетмейстером редкого, уникального дарования. Он создавал спектакли мудрые, добрые, озорные, весёлые, философские. Словно добрый волшебник, он дарил людям красоту...» (Э. Королёва). После Перми М. Газиев – гл. балетмейстер Горьковского (1967-1968, ныне Нижегородского), Алма-Атинского (1970-1971), Харьковского (1975-1978) и Кишинёвского (1979-1985) театров оперы и балета.

Соч.: Путь артиста [перм. балета Н. Ф. Орешкевича] // Звезда. 1961. 3 июня.


Е. П. Субботин
 
Период от
1924
 
Период до
1988
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Русский балет: энцикл. / ред. кол. Б. П. Белова и др. М.: Большая Рос. энцикл.: Согласие, 1997. 631 с. : ил., цв. ил., портр., С. 119.
 
Источник библиографии
Субботин Е. П. Выдающиеся деятели пермского балета ХХ столетия / Е. П. Субботин, М. И. Серов. Пермь: Арабеск, 2000. 32 с., 2 л. ил., С. 27.
 
Источник библиографии
Королёва Э. Задолго до «массового прозрения» // Рус. сезоны (Пермь). 1990. Вып. 1: окт. С. 10.
 
Источник библиографии
Королёва Э. Спектакль, балетмейстер, танцовщик. Кишинёв, 1977.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.