Сегодня: 21 Ноября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  ЧУВАШИ
Общая информация
Изображения:0Статьи:8 
Наименование
ЧУВАШИ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Чаваш
 
Текст
ЧУВАШИ. Один из народов Поволжья и Приуралья. Предки чувашей – тюркские племена булгар, проникшие в Поволжье в 7-8 вв. из северокавказских и приазовских степей. К названию одного из булгарских племен, по одной из версий, восходит и самоназвание народа – чаваш. На территории Поволжья предки чувашей активно взаимодействовали с местными финно-угорскими племенами, в т. ч. ассимилировали некоторую их часть. Чувашский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Среди чувашей выделяют 2 крупные этнографические группы – верховые (вирьял) и низовые (анатри). Промежуточное положение занимают средненизовые чуваши (анат енчи), по культуре близкие к низовым, а по языку – к верховым. Большинство чувашей – православные христиане. Численность чувашей в РФ по переписи 2002 г. составила 1637 тыс. человек, основная часть чувашей проживает на территории Чувашской Республики; кроме того, значительное их число проживает в Татарии, Башкирии, Ульяновской обл. В Перм. обл. перепись 2002 г. отметила 7033 чувашей, из них большая часть проживает в г. Перми (1627 человек), в г. Чайковский и на прилегающей сельской территории (817), в Еловском (335), Куединском (866), Чернушинском (600) р-нах. Более 4 тыс. чувашей – городское население. Формирование чувашского населения в Прикамье началось в 1920-е гг., когда в юж. р-ны Перм. обл. с Поволжья начинается массовая миграция чувашей. Главные причины, вызвавшие переселение – перенаселение в Поволжье, нехватка земли, лесов, покосов, а также голод в Поволжье в 1920-е гг. В Прикамье чуваши переселялись как из территорий проживания верховых чувашей, так и низовых, поэтому даже в одних деревнях селились выходцы из разных районов. Основной поток переселенцев пришёлся на юж. районы Перм. обл.: Еловский, Куединский, Чайковский, Чернушинский, что было обусловлено близостью ж. д., соединяющей Урал и Поволжье. В Прикамье чуваши селились в русских деревнях, где их численность составляла до 40 % населения деревни. Второй приток переселенцев в эти же районы наблюдался в 1950-е гг. В начале 1930-х гг. в деревнях, где проживали чуваши, были открыты национальные школы, где велось преподавание на родном языке; в с. Пантелеевка Куединского р-на было открыто чувашское педагогическое училище. Переселение из разных районов Чувашии, дисперсное проживание в русских деревнях не способствовало сохранению всего комплекса традиционной культуры, вело к ассимиляционным процессам. Родным языком в настоящее время в основном владеет лишь старшее поколение. Люди среднего возраста, как правило, понимают родной язык, но не говорят на нём. Молодёжь не владеет родным языком. В наибольшей степени этнические черты сохраняют лишь некоторые элементы культуры. В современных чувашских домах обстановка схожа с русской, в конструкции печи сохраняется дополнительный очаг с подвешиваемым над шестком или вмазанным котлом куран для приготовления пищи, продолжают сохраняться традиции национальной кухни, особенно праздничной. Готовят традиционный круглый пирог с бараниной хуплу, пирожки из пресного теста, сваренные в котле, куран кукли. Сохраняются традиционные молочные блюда, среди которых творожные сырки чакат, кисломолочный напиток уйран. Образцы традиционного костюма сохраняются в основном лишь те, что были привезены из Чувашии. В редких семьях сохраняется полный комплект традиционного костюма, однако встречаются разного покроя и орнаментации рубахи (от белых до цветных, в зависимости от места переселения), женские головные орнаментированные полотенца сурпан, женские головные уборы с монетами хушпу, женские украшения из серебряных монет. Самостоятельный комплекс традиционного костюма у перм. чувашей не сложился. В традиционном календаре наблюдается значительное восприятие элементов русской культуры, лишь отдельные праздники и праздничные циклы сохраняют чувашские названия и некоторые элементы традиционной обрядности. В большей степени этнические черты сохранили семейные праздники обряды. Традиционный фольклор сохраняет лишь старшее поколение, это песенный фольклор (лирические, обрядовые, плясовые, игровые песни), прозаические жанры (сказки, предания, мифологические рассказы). До 1970-х гг. сохранялись гусли и игра на них. В настоящее время среди чувашского населения Прикамья продолжаются ассимиляционные процессы. Часты межэтнические браки. Перепись 2002 г. показала значительное уменьшение чувашского населения в области, в т. ч. и в районах традиционного компактного проживания. Своеобразным центром чувашей в Прикамье являются с. Дойная и с. Большие Кусты Куединского р-на. В с. Дойная действует фольклорный ансамбль «Юрату», образовательные учреждения названных сёл изучают чувашскую культуру, используют в образовании и воспитании элементы этнической культуры, созданы музеи с коллекциями предметов традиционного чувашского быта. В 2002 г. была создана общественная организация перм. чувашей, объединившая чувашей юж. районов Перм. обл.
 
Период от
1920
 

Библиографии

Источник библиографии
Черных А. В. О чём поют пермские чуваши // Жизнь национальностей // 2001. № 4. С. 41.
 
Источник библиографии
Черных А. В. Из истории поселения чувашей в Прикамье // Из жизни чувашского этноса Прикамья: информ. бюл. Пермь, 2002. С. 5-6.
 
Источник библиографии
Народы России: Большая рос. энцикл. М., 1994. 279 с.: ил., карт., с. 404-408.
 
Источник библиографии
Национальный состав населения Пермской области: по данным переписей населения 1970, 1979, 1989, 2002 годов / Федер. служба гос. статистики России, Территор. орган федер. службы гос. статистики по Перм. краю. Пермь, 2006. 97 с.: ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.