Сегодня: 15 Октября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Николай Боярчиков, хореографН. Боярчиков на репетиции.Народный артист РСФСР Н. Боярчиков на репетиции "Царя Бориса".
Фамилия, имя, отчество
Боярчиков Николай Николаевич, артист, балетмейстер, педагог
 
Краткая биография
Боярчиков Николай Николаевич (27.9.1935, г. Ленинград). Артист, балетмейстер, педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1976 г.), нар. артист РСФСР (1985 г.); лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1977 г.), санкт-петербургской театральной премии «Золотой софит» (2000 г.). Сын педагога Ленинградского хореографического училища М. В. Боярчиковой, с которой в годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в г. Молотове (Перми). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1954 г., класс Б. В. Шаврова), балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (1967 г., ученик Ф. В. Лопухова и И. Д. Бельского). С 1954 г. солист балета Ленинградского государственного Малого оперного театра (ныне С.-Петербургский государственный театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского – Михайловский театр). Первый исполнитель партий: Вадим («Сильнее любви», 1961 г., балетмейстер В. А. Варковицкий), Бриаксис («Дафнис и Хлоя»); Берсенев, Инсаров («Накануне»), Жених («Цветы»), Первый солист («Тема с вариациями»), Павел («Круг ада», 1964 г.), Марцелина («Тщетная предосторожность», 1971 г., балетмейстер О. М. Виноградов), Дроссельмейер («Щелкунчик», 1969 г., балетмейстер И. Д. Бельский), Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Квартирант («Гадюка», другое название «История одной девушки», 1967 г.) – все балетмейстер К. Ф. Боярский; Солист (“Болеро”, 1960 г., балетмейстер Г.И. Давиташвили), Хоттабыч («Старик Хоттабыч», 1970 г, балетмейстер К. А. Ласкари), Швейный начальник («Директорский бантик», 1962 г.). Другие партии: Мензер («Семь красавиц»); Хулиган («Барышня и хулиган»); д’Артаньян, Кардинал («Три мушкетера»), Франц («Голубой Дунай»), Рене («Фадетта»), Сильвио («Мнимый жених»), Царевич («Жар-птица»), Эрос («Эрос»), Конрад («Корсар»), Юноша («Встреча»), Клавдий («Размышление»), Канцлер («Двенадцать месяцев»), Старейшина («Весна священная»), Арап и Фокусник («Петрушка»), Главный разбойник («Доктор Айболит»), Богатырь («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), Комендант («Юность»); Ротбарт, испанский танец («Лебединое озеро»). В 1956 г. обратился к балетмейстерской деятельности, начав с постановки танцев в драматических спектаклях. Поставил: «Три мушкетёра» В. Баснера (1964 г., Ленинградский Малый театр оперы и балета), «Деревянный принц» Б. Бартока (1966 г., там же), «Балетная интерлюдия» на муз. Д. Брубека (1967 г., Ленинградская эстрада), «Шут, всех шутов перешутивший» С. С. Прокофьева (1968 г., Ленинградское хореографическое училище, совместно с Л. В. Якобсоном), «Пиковая дама» на муз. С. С. Прокофьева (1969 г., Ленинградский Камерный балет под руководством П. А. Гусева). В 1971-1977 гг. главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, где поставил: «Три мушкетера» В. Баснера (1966 г.), «Три карты» (1973 г., возобновление «Пиковой дамы» С. С. Прокофьева), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1972 г., возобновлен в 1983 г. в Перми; в 1974 г. в Западном Берлине, Немецкая государственная опера), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1973 г.), «Лебединое озеро» (1973 г., возобновление), «Царь Борис» на муз. С. С. Прокофьева (1975 г.), «Слуга двух господ» М. И. Чулаки (1976 г.), «Орфей и Эвридика», рок-балет на музыку одноименной оперы А. Б. Журбина (1977 г.); хореографический номер «Сонет» на музыку Н. Мартынова по графике С. Красаускаса (для Пермского хореографического училища). Выдающийся хореограф современности. Создал свое направление, получившее название «интеллектуального балетного театра Боярчикова». С именем Боярчикова связано понятие «золотой век пермского балета», которое включает в себя: наличие труппы блестящих артистов (Н. Дьяченко, Р .Кузьмичева, Л. Кунакова, Г. Шляпина, О. Ченчикова, Н. Павлова, Л. Шипулина, М. Даукаев, А. Высочин, Ю. Петухов, Г. Судаков, К. Шморгонер, И. Шаповалова), работу молодого дерзновенного хореографа, поставленные им интереснейшие спектакли, на которые съезжались балетные критики со всей страны, а жители Перми, чтобы купить билет на спектакль, стояли в очереди по ночам. Спектакли Боярчикова жаждали увидеть в других странах – впервые в истории театра состоялись зарубежные гастроли пермского балета: страны Латинской Америки, фестиваль в Мексике (1972 г.); Австрия и Голландия (1973); Австрия, Москва, Италия, Югославия (1974); Брегенцский фестиваль в Австрии (1977). Именно в этот период Пермь впервые стала претендовать на звание балетной столицы России. С 1977 г. главный балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета – С.-Петребургского театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского. Поставил: «Царь Борис» (1978 г.), «Слуга двух господ» (1978), «Орфей и Эвридика» (1979 г., сцена Ленинградского концертного зала «Октябрьский»; 1980, сцена театра), «Лебединое озеро» (1980 г., возобновление в своей редакции, совместно с балетмейстерским отделением Ленинградской консерватории), «Геракл» Н. А. Мартынова (1981 г.), «Эсмеральда» (1982 г., консультанты Т. М. Вечеслова и П. А. Гусев), «Разбойники» М. А. Минкова (1982 г.), «Макбет» Ш. Э. Каллоша (1984 г.), «Женитьба» А. Б. Журбина (1986 г.), «Ромео и Джульетта» (1988 г.), «Тихий Дон» Л. П. Клинчева (1988 г.), «Петербург» С. П. Баневича (1992 г.), «Щелкунчик» (1996 г.), «Корабль дураков» (1997 г., совместно с Г. Кофтуном), «Фауст» (1999 г.), «Принцесса Луны, или История о старике Такэтори» (2002 г.) и др. С 1976 г. преподаватель кафедры хореографии Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, профессор; с 2001 г. заведующий кафедрой. Президент благотворительного фонда им. Ф. В. Лопухова (1995 г.). Участник Международного российско-американского симпозиума «Истоки хореографии XX века: русское влияние» (1995 г., СПб.). Член жюри по присуждению премии «Золотая маска» (2000 г.). Председатель экзаменационной комиссии выпуска Пермского хореографического училища (1989 г.). Член жюри конкурса артистов балета России «Арабеск» (Пермь, 2002, 2004, 2006 гг.). По результатам опроса и анкетирования жителей Перми, проведенных Пермским обществом «Арабеск», Н. Боярчикову присвоено звание «Выдающийся деятель Пермского балета XX столетия» в номинации «Хореограф» (2000 г.).
 
Годы жизни
род. 1935
 
Год рождения
1935
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Русский балет: энцикл. / ред. кол. Б. П. Белова и др. М.: Большая Рос. энцикл.: Согласие, 1997. 631 с. : ил., цв. ил., портр., С. 80-81.
 
Источник библиографии
Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981. 623 с.: ил.
 
Источник библиографии
Деген А. Б. Ленинградский балет, 1917-1987: солистки, солисты, балетмейстеры, педагоги, дирижеры : слов.-справ. Л. : Сов. композитор, 1988. 262, [1] с., [20] л. ил.
 
Источник библиографии
Субботин Е. П. Выдающиеся деятели пермского балета ХХ столетия / Е. П. Субботин, М. И. Серов. Пермь: Арабеск, 2000. 32 с., 2 л. ил.
 
Источник библиографии
Деген А. Петербургский балет, 1903-2003: Театры, артисты, балетмейстеры, педагоги, премьеры спектаклей: [справ.] / Арсен Деген, Игорь Ступников. СПб.: Балт. сезоны, 2003. 233, [2] с., [31] л. ил., цв. ил., портр., С. 63-65.
 
Источник библиографии
Кузовлева Т. Е. Хореографические странствия Николая Боярчикова. СПб: Балтийские сезоны, 2005. 237, [3] с.: ил., портр.
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.