Сегодня: 18 Августа 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:1Статьи:3 
Николай Боярчиков, хореограф
Наименование
БОЯРЧИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
 
Текст
БОЯРЧИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (род. 27.09.1935, г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург), артист, балетмейстер, педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1976), нар. артист РСФСР (1985); лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1977), Санкт-петербургской театральной премии «Золотой софит» (2000). Звание «Выдающийся деятель перм. балета 20 столетия» в номинации «Хореограф» (2000, присвоено Перм. об-вом «Арабеск» по результатам опроса и анкетирования жителей Перми). Сын педагога Ленинградского хореографического училища М. В. Боярчиковой, вместе с ней в годы Великой Отечественной войны был в эвакуации в г. Молотове (Перми). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1954, класс Б. В. Шаврова) и балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (1967, ученик Ф. В. Лопухова и И. Д. Бельского). С 1954 г. – солист балета Ленинградского государственного Малого оперного театра (ныне Санкт-Петербургский государственный театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского – Михайловский театр). Первый исполнитель партий: Вадим («Сильнее любви», 1961, балетмейстер В. А. Варковицкий), Бриаксис («Дафнис и Хлоя»); Берсенев, Инсаров («Накануне»), Жених («Цветы»), Первый солист («Тема с вариациями»), Павел («Круг ада», 1964), Марцелина («Тщетная предосторожность», 1971, балетмейстер О. М. Виноградов), Дроссельмейер («Щелкунчик», 1969, балетмейстер И. Д. Бельский), Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Квартирант («Гадюка», другое название «История одной девушки», 1967), все – балетмейстер К. Ф. Боярский; Солист («Болеро», 1960, балетмейстер Г. И. Давиташвили), Хоттабыч («Старик Хоттабыч», 1970, балетмейстер К. А. Ласкари), Швейный начальник («Директорский бантик», 1962). Др. партии: Мензер («Семь красавиц»), Хулиган («Барышня и хулиган»), Д’Артаньян, Кардинал («Три мушкетера»), Франц («Голубой Дунай»), Рене («Фадетта»), Сильвио («Мнимый жених»), Царевич («Жар-птица»), Эрос («Эрос»), Конрад («Корсар»), Юноша («Встреча»), Клавдий («Размышление»), Канцлер («Двенадцать месяцев»), Старейшина («Весна священная»), Арап и Фокусник («Петрушка»), Гл. разбойник («Доктор Айболит»), Богатырь («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), Комендант («Юность»), Ротбарт, испанский танец («Лебединое озеро»). В 1956 г. Н. Н. Боярчиков обратился к балетмейстерской деятельности, начав с постановки танцев в драматических спектаклях. Поставил «Три мушкетёра» В. Баснера (1964, Ленинградский Малый театр оперы и балета), «Деревянный принц» Б. Бартока (1966, там же), «Балетная интерлюдия» на музыку Д. Брубека (1967, Ленинградская эстрада), «Шут, всех шутов перешутивший» С. С. Прокофьева (1968, Ленинградское хореографическое училище, совместно с Л. В. Якобсоном), «Пиковая дама» на музыку С. С. Прокофьева (1969, Ленинградский Камерный балет под руководством П. А. Гусева). В 1971-1977 гг. – гл. балетмейстер Перм. академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, где поставил «Три мушкетёра» В. Баснера (1966), «Три карты» (1973, возобновление «Пиковой дамы» С. С. Прокофьева), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1972, возобновлён в 1983 г. в Перми, в 1974 г. – в Зап. Берлине, Немецкая государственная опера), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1973), «Лебединое озеро» (1973, возобновление), «Царь Борис» на музыку С. С. Прокофьева (1975), «Слуга двух господ» М. И. Чулаки (1976), «Орфей и Эвридика», рок-балет на музыку одноименной оперы А. Б. Журбина (1977); хореографический номер «Сонет» на музыку Н. Мартынова по графике С. Красаускаса (для Перм. хореографического училища). Выдающийся хореограф современности, создал своё направление, получившее название «интеллектуального балетного театра Боярчикова». С именем Боярчикова связано понятие «золотой век перм. балета», которое включает в себя наличие труппы блестящих артистов (Н. Дьяченко, Р. И. Кузьмичева, Л. Кунакова, Г. А. Шляпина, О. И. Ченчикова, Н. Павлова, Л. Шипулина, М. Даукаев, А. Е. Высочин, Ю. Петухов, Г. Судаков, К. А. Шморгонер, И. А. Шаповалов) и работу молодого дерзновенного хореографа, результат которой – интереснейшие спектакли, на которые съезжались балетные критики со всей страны, а жители Перми, чтобы купить билет на спектакль, стояли в очереди по ночам. Спектакли Боярчикова хотели видеть и в др. странах. География первых в истории театра зарубежных гастролей: страны Латинской Америки, фестиваль в Мексике (1972); Австрия и Голландия (1973); Австрия, Москва, Италия, Югославия (1974); Брегенцский фестиваль в Австрии (1977). Именно в этот период Пермь впервые стала претендовать на звание балетной столицы России. С 1977 г. Н. Н. Боярчиков – гл. балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета (Санкт-Петребургского театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Поставил балеты «Царь Борис» (1978), «Слуга двух господ» (1978), «Орфей и Эвридика» (1979, сцена Ленинградского концертного зала «Октябрьский»; 1980, сцена театра), «Лебединое озеро» (1980, возобновление в своей редакции совместно с балетмейстерским отделением Ленинградской консерватории), «Геракл» Н. А. Мартынова (1981), «Эсмеральда» (1982, консультанты Т. М. Вечеслова и П. А. Гусев), «Разбойники» М. А. Минкова (1982), «Макбет» Ш. Э. Каллоша (1984), «Женитьба» А. Б. Журбина (1986), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1988), «Тихий Дон» Л. П. Клинчева (1988), «Петербург» С. П. Баневича (1992), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1996), «Корабль дураков» (1997, совместно с Г. Кофтуном), «Фауст» (1999), «Принцесса Луны, или История о старике Такэтори» (2002) и др. С 1976 г. – преподаватель кафедры хореографии Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, проф., с 2001 г. – заведующий кафедрой. Президент благотворительного фонда им. Ф. В. Лопухова (1995). Участник Междунар. российско-американского симпозиума «Истоки хореографии 20 в.: русское влияние» (1995, Санкт-Петербург). Председатель экзаменационной комиссии выпуска Перм. государственного хореографического училища (1989). Член жюри по присуждению премии «Золотая маска» (Москва, 2000) и конкурса артистов балета России «Арабеск» (Пермь, 2002, 2004, 2006).

Соч.: Будни и праздники пермского балета: встреча в редакции / Н. Боярчиков, Ю. Надеждин // Вечер. Пермь. 1975. 30 июля;
Будущее определяется поиском // Совет. балет. 1982. № 6;
Говорят балетмейстеры // Музыка и хореография современного балета. Л., 1977. Вып. 2;
Хореографу многое надо уметь // Балет. 1997. № 87. С. 5;
Через замыслы и премьеры: [репетиции в перм. театре по возобновлению спектакля «Ромео и Джульетта»] // Вечер. Пермь. 1983. 3 дек.;
Шекспир языком балета // Молод. гвардия. 1972. 21 июля;
Эпоха ставит проблемы // Совет. балет. 1986. № 4.

Лит.: Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981. 623 с.: ил.;
Деген А. Б. Ленинградский балет, 1917-1987: солистки, солисты, балетмейстеры, педагоги, дирижеры : словарь-справ. Л.: Сов. композитор, 1988. 262, [1] с., [20] л. ил.;
Русский балет: энцикл. / ред. кол. Б. П. Белова и др. М.: Большая Рос. энцикл.: Согласие, 1997. 631 с.: ил., цв. ил., портр.;
Субботин Е. П. Выдающиеся деятели пермского балета ХХ столетия / Е. П. Субботин, М. И. Серов. Пермь: Арабеск, 2000. 32 с., 2 л. ил.;
Деген А. Петербургский балет, 1903-2003: Театры, артисты, балетмейстеры, педагоги, премьеры спектаклей: [справ.] / Арсен Деген, Игорь Ступников. СПб.: Балт. сезоны, 2003. 233, [2] с., [31] л. ил., цв. ил., портр.;
Кузовлева Т. Е. Хореографические странствия Николая Боярчикова. СПб: Балтийские сезоны, 2005. 237, [3] с.: ил., портр.

Е. П. Субботин
 
Период от
1935
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981. 623 с.: ил., С. 91.
 
Источник библиографии
Деген А. Б. Ленинградский балет, 1917-1987: солистки, солисты, балетмейстеры, педагоги, дирижеры : слов.-справ. Л. : Сов. композитор, 1988. 262, [1] с., [20] л. ил., С. 47-48.
 
Источник библиографии
Русский балет: энцикл. / ред. кол. Б. П. Белова и др. М.: Большая Рос. энцикл.: Согласие, 1997. 631 с. : ил., цв. ил., портр., С. 80-81.
 
Источник библиографии
Субботин Е. П. Выдающиеся деятели пермского балета ХХ столетия / Е. П. Субботин, М. И. Серов. Пермь: Арабеск, 2000. 32 с., 2 л. ил., С. 25.
 
Источник библиографии
Деген А. Петербургский балет, 1903-2003: Театры, артисты, балетмейстеры, педагоги, премьеры спектаклей: [справ.] / Арсен Деген, Игорь Ступников. СПб.: Балт. сезоны, 2003. 233, [2] с., [31] л. ил., цв. ил., портр., С. 63-65.
 
Источник библиографии
Кузовлева Т. Е. Хореографические странствия Николая Боярчикова. СПб: Балтийские сезоны, 2005. 237, [3] с.: ил., портр.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.