Сегодня: 21 Июля 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:3Статьи:71 
Юные пушкари Мотовилихи в годы Великой Отечественной войныРуководящий состав Мотовилихинского заводаПродукция ОАО "Мотовилихинские заводы"
Наименование
МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ, ОАО (ПЕРМСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. В. И. ЛЕНИНА)
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Мотовилихинский машиностроительный завод (ММЗ)
 
Альтернативное имя
Машиностроительный завод имени В. М. Молотова (МЗМ)
 
Альтернативное имя
Завод № 172
 
Альтернативное имя
Предприятие п/я 210
 
Альтернативное имя
Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1957 по 1991 гг.)
 
Текст
МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ, АО. Основаны в 1863 г. как "Пермский сталепушечный завод", объединенный в 1871 г. с "Пермским чугунопушечным заводом" (осн. в 1864 г.) в единое предприятие "Пермские пушечные заводы". С нач. 1920-х гг. наименование Мотовилихинские заводы неоднократно измненялось; "Мотовилихинский машиностроительный завод" (ММЗ), "Машиностроительный завод имени В. М. Молотова" (МЗМ), "Завод № 172". "Предприятие п/я 210", "Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина" (с 1957). Современное название с 1991. Возник на базе Мотовилихинского медеплавильного завода.
Сложился как крупный металлурго-машиностроительный комплекс. Строился под руководством Н. В. Воронцова (сталепушечный завод) и Г. Л. Грасгофа (чугунопушечный завод). Первый стал горным начальником (директором) объединенного предприятия. Сооружаются "фабрики" (цеха) стале- и чугунолитейные, молотовая, механическая и др., первый на Урале мартеновский цех в 1876 г. под руководством А. А. Иоссы и А.З. Васильева, крупнейший в мире (наряду с Круппом в Германии) 50 тонный паровой молот в 1875 г. под руководством Воронцова. Уже с 1864 г. осваивается производство пушек, в т. ч. в 1868 г. стальных 8-дюймовых нарезных орудий для военно-морского флота и уникальных 20-дюймовых чугунных крепостных гладкоствольных пушек, снарядов, в разные годы выпускаются прокатные станы, речные пароходы, станки для обработки судовых валов и др. В 1888 г. горный начальник завода Н. Г. Славянов впервые осуществил изобретенный им способ дуговой электросварки металлов, в связи с чем здесь в 1890 г. основан первый в мире крупный злектросварной цех ("электро-литейная фабрика"); электросварка применена при сооружении крупнейшего в Европе речного буксирного парохода "Редедя, князь Косогский". Механик-самоучка И. А.Шилоносов создал ряд оригинальных станков и механизмов, в т. ч. "плавучую мельницу" для распиловки древесины с использованием энергии течения реки. К кон. 19 в. Мотовилихинские заводы поставил армии и флоту 4 475 орудий, в нач. 20 в. ежегодно производилось 180 - 200 орудий и 140-150 тыс. снарядов, в годы первой мировой войны оборонная продукция возросла втрое. В годы гражданской войны дополнительно налажен выпуск бронепоездов.
Будучи передовым не только в производственно-техническом, но и в общественно-политическом отношении, коллектив Мотовилихинских заводов стал базой революционно-демократического движения в Перми и Перм. губ. Первая забастовка рабочих Мотовилихинских заводов состоялась еще в 1879 г., однако разгар последнего приходится на 1905 г., когда в дек. здесь состоялись вооруженные выступления против царизма.
В 20-е гг. освоено производство паровых экскаваторов, драг и др. гражданской техники. Начиная с 30-х гг. Мотовилихинские заводы претерпевают ряд реконструкций (первая из них связана с деятельностью директора П. К. Премудрова), вкорне изменивших их дореволюционый облик. В годы первой пятилетки Мотовилихинские заводы оказали большую помощь кадрами и поставками оборудования новостроившимся Уралмашу, заводу в Свердловске, моторостроительному в Перми и др. В годы войны 1941-45 гг. завод принял ряд эвакуированных предприятий, многократно возросла его производительность, всего было выпущено в этот период 48 600 орудий разного типа и назначения. В последующие годы на Мотовилихинских заводах налажен выпуск драг глубокого черпания, гарпунных пушек для китобойных судов, турбобуров, экскаваторов, породопогрузочных машин, торфопрессов, штанг для нефтекачалок, рессор и пружин к автомашинам. С сер. 50-х гг. завод начинает участвовать в создании ракетно-космической техники, в дальнейшем соответствующие производства выделяются в самостоятельные предприятия, например НПО "Искра".
На Мотовилихинских заводах трудились многие известные ученые, конструкторы, организаторы производства, среди них (помимо упомянутых) С. С. Штейнберг, В. И. Тыжнов, Ф. Ф. Петров, М. Ю.Цирюльников, А. И. Быховский, Г. К. Перстов, В. Н. Лебедев, причем трое последних Герои Социалистического Труда; этого звания также удостоены С. М. Гужев, Н. В. Катаргин, А. И. Мишланов, З. И. Олендарь, Л. В. Улитина. На Мотовилихинских заводах широко внедряются достижения научно-технического прогресса непрерывная разливка и вакуумирование стали, электрошлаковый переплав, обработка металлов синтетическими шлаками и токами промышленной частоты, порошковая металлургия, комплексно-механизированные участки, обрабатывающие центры, станки с ЧПУ... 3авод отличается высокой стабильностью трудового коллектива (начало которому положено еще медеплавильным зводом), в связи с чем в Мотовилихинских заводах возникло немало т. н. рабочих (трудовых) династий. При Мотовилихинских заводах сложился рабочий поселок, в дальнейшем ставший частью г. Перми (в 1931-38 гг. самостоятельный г.Молотово) в качестве его административного района (сначала Молотовского, потом Мотовилихинского), социальная инфраструктура которого в основном была создана заводом: ДК им. Ленина, спортклуб и ледовый стадион "Молот", большой жилой фонд и многое др.
Предприятие награждено орденами Ленина (1941), Трудового Красного Знамени (1942), Красного знамени (1944), Отечественной войны 1 степени (1945), Октябрьской революции (1971).
В настоящее время Мотовилихинские заводы - холдинговая компания, в которую входит до 30 дочерних предприятий: Мотовилихинский завод нефтепромыслового оборудования "Урал-Модуль", "Камасталь" и др. На них трудится ок. 15 тыс. чел (наибольшее численноть персонала в Мотовилихинских заводах доходила до 40 тыс. чел.). В рамках конверсии выпускаются сотни наименований сложной продукции, в т. ч. прокат, литье, штамповки, поковки из качественной стали, нефтепромысловое оборудование, уникальные подъемные краны, товары народного потребления. Военные заказы не превышают 10% общего объема производства. Продукция Мотовилихинских заводов экспортируется в десятки зарубежных стран.

Лит.: Слово о Мотовилихе: Годы. События. Люди. [Перм. машиност. з-д им. В. И. Ленина] / сост. и ред. Т. Вершинин. Пермь: Кн. изд-во, 1974. 726 с.; Косметенко И. Е. Медь, чугун, сталь Мотовилихи / Косметенко И. Е., Суятин Н. И. Пермь, 1988.

Л. В. Перескоков, И. Н. Степанов
 
Период от
1871
 

Библиографии

Источник библиографии
Слово о Мотовилихе: Годы. События. Люди. [Перм. машиностроит. з-д им. В. И. Ленина] / сост. и ред. Т. Вершинин. Пермь: Кн. изд-во, 1974. 726 с.
 
Источник библиографии
Косметенко И. Е. Медь, чугун, сталь Мотовилихи: [Перм. машиностроительный завод им. В. И. Ленина] / И. Е. Косматенко, Н. И. Суятин; лит. обраб. В. В. Дикусар. Пермь: Кн. изд-во, 1988. 191 с.: ил. (Биогр. урал. индустрии)
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.