Сегодня: 15 Октября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  КОМИ-ПЕРМЯКИ
Общая информация
Изображения:6Статьи:93 
Коми-пермяки д. Лупьинский Мыс Чердынского уездаКоми-пермяки. Традиционное праздничное полотенце с браным узором. Село В. Юсьва Кудымкарского р-наКоми-пермяки. Фольклорный ансамбль д. Питер Кудымкарского р-на. Фото А. В. ЧерныхКоми-пермяки. Фольклорный ансамбль д. Кукушка Кочёвского р-на. Фото А. В. ЧерныхКоми-пермяцкий костюм.Коми-пермяцкий костюм.
Наименование
КОМИ-ПЕРМЯКИ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
пермяки
 
Альтернативное имя
пермичи
 
Альтернативное имя
пермяне
 
Текст
КОМИ-ПЕРМЯКИ, коренное население Прикамья. До 1920-х гг. называли себя пермяками, пермичами, пермянами. В настоящее время используется этноним коми-пермяки. Коми-пермяцкий язык относится к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Процесс складывания коми-пермяков в единое этническое образование начался с 5 в. н. э. Предками коми-пермяков считаются племена родановской археологической культуры 9-15 вв. В 1472 г. территория расселения коми-пермяков вошла в состав Русского государства. Процесс консолидации коми-пермяцкого этноса завершился после образования автономии в 1925 г. По переписи 1897 г. в Перм. губ. проживало 92 641 человек, считающих пермяцкий язык родным. В 2002 г. в Российской Федерации коми-пермяками идентифицировало себя 125 235 человек. Из них в Перм. обл. проживало 103 505 человек, в т. ч. в Коми-Пермяцком автономном окр. 80 327 человек, на территории Афанасьевского р-на Кировской обл. – 351 человек. Историческая территория коми-пермяцкого этноса – Среднее и Верхнее Прикамье. Современная территория компактного проживания коми-пермяков – это 5 районов бывшего Коми-Пермяцкого автономного окр. (Косинский, Кочёвский, Гайнский, Кудымкарский, Юсьвинский), расположенные на северо-западе Перм. края. Коми-пермяцкие поселения также существуют в Красновишерском р-не Перм. обл., Афанасьевском р-не Кировской обл., в Сибири. Исследователи делят коми-пермяцкий этнос на несколько этнических групп: сев. (камско-косинскую) на территории Гайнского, Косинского и Кочёвского р-нов; юж. (иньвенскую) на территории Юсьвинского, Кудымкарского р-нов. Несколько этнических групп проживают в отрыве от основной части этноса: зюздинская в Афанасьевском р-не Кировской обл.; оханская, отмечавшаяся до нач. 20 в. в районе верхнего течения р. Обвы и ассимилировавшаяся к сер. 20 в. Дискуссионным остаётся вопрос о месте коми населения по р. Язьва, в Красновишерском р-не Перм. обл. Одни исследователи склонны считать их частью коми-пермяцкого этноса. Другие определяют язьвинских коми-пермяков как самостоятельную этническую общность.
Традиционные занятия коми-пермяков – земледелие и скотоводство. В сев. районах большое значение имели охота и рыболовство. Повсеместно до сер. 20 в. было развито домашнее ткачество, местами – гончарное дело и др. ремесла и промыслы. В советское время развивалась лесозаготовительная и обрабатывающая промышленность. Большое значение продолжают иметь сбор и заготовка ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. В советское время появились лесные посёлки. Преобладала беспорядочная и рядовая планировка поселений, которая с кон. 19 в. заменяется уличной. Усадьба коми-пермяков имела различные способы соединения жилища и хозяйственных построек: часто встречается двухрядная и однорядная связь, встречаются и другие варианты. Жилая часть состояла из двух (изба, сени) или трёх частей (изба – керку, сени – посoдз, клеть – чом, заменявшаяся второй жилой избой). Продолжением двора были амбар и ледник – погрoб. Подальше от жилья и ближе к водному источнику строились бани. Жилой дом двухъярусный. Внизу находилось подполье, служившее местом хранения продуктов.
Интерьер избы северорусского варианта. Печь находится в углу от входа, устьем к передней стене, передний угол расположен напротив входа по диагонали от печи. Вход в подполье находился рядом с входом в избу у печи, в поздних вариантах переносится за печь.
Традиционный женский костюм состоял из рубахи-становины, сарафана (дубасы, сушины, ситцевые сарафаны), передника – запона, поясов – йы, покром. Девушки на голове носили налобные повязки. Известно несколько головных уборов для замужних женщин. На юге преобладала шамшура, до сер. 20 века надевали косинки; на севере кокошник, который в сер. 20 в. был заменен моршнем.
Мужчины носили рубаху-косоворотку, полосатые штаны широкого покроя, пояса – тельники, кушаки, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Вся одежда изготавливалась из самотканого холста, только на праздники и в более позднее время (2-я пол. 20 в.) надевали одежду, сшитую из покупной ткани. Верхняя суконная и холщовая одежда – понитки, шабуры. На зиму из овчины шили шубы и тулупы. На ногах носили узорчатые вязаные чулки, носки, портянки – нямoт. Из обуви были распространены лапти – нинкoм (на севере с косым носком, на юге – с прямым), которые поверх лыка оплетались берестой, опушнялись, привязывались к ноге шерстяными белыми, чёрными или красными повязками (вонь), кожаные коты и бахилы, валенки и пимы.
Коми-пермяки приняли православие в 16 в., в Гайнском и Кочёвском р-нах встречаются старообрядцы. Сохраняются дохристианские представления. Почитая основные христианские праздники, коми-пермяки наполнили их своим содержанием, соответствующим народному мировоззрению. Так, в определенные праздничные дни продолжали совершаться жертвоприношения (быкобой в день Флора и Лавра, резали барана в Ильин день, куриц на Голендуху и т. п.); в Крещение отгоняли святочных духов, в Великий четверг совершали магические обряды, способствующие благополучному ведению хозяйства весь год. Различными поверьями, запретами, правилами поведения обставлялись рождение ребёнка, проводы солдата, свадьба и похороны. До настоящего времени можно наблюдать трепетное почитание культа предков, проявляемое в похоронно-поминальной обрядности, представлении о мыже – каре умерших предков. Широко бытуют поверья о колдунах и знахарях, лесном, домовом, водяном, воздействующих в определенные ситуации на жизнь человека. В ведении хозяйственных дел коми-пермяки зачастую опираются на лунный календарь и различные приметы.
Богат коми-пермяцкий фольклор. Известно много сказок на коми-пермяцком языке. До настоящего времени бытуют предания о чуди, о богатырях, о создателях деревень, прибаутки, пословицы, поговорки, частушки и др. Наряду с развитием собственных фольклорных жанров коми-пермяки заимствовали и сохранили много русскоязычных текстов, например, обрядовые, хороводные и лирические песни. Центром национальной коми-пермяцкой культуры является г. Кудымкар, где сосредоточены основные культурно-просветительские, образовательные учреждения. Хранителем народной истории и быта стал Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. П. Субботина-Пермяка. Существует национальный Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького. Развивается художественная культура ( В. Н. Оньков, А. В. Мошев) и литература (В. В. Климов, В. Я. Баталов и др.). В каждом районе существуют небольшие фольклорные коллективы, широко известен фольклорный ансамбль «Шондiбан». В школах районных центров давно не преподается коми-пермяцкий язык, но в небольших селах и деревнях обучение родному языку продолжается. В целом для коми-пермяцкого этноса характерны двойственные явления – утрата языка и в какой-то степени самосознания некоторых представителей народа и возрождение интереса к нар. традициям, фольклору.

Лит.: Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958.; Коми-Пермяцкий округ: истор. очерк. Пермь, 1977.; Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков/ сост. Л. П. Ратегова. Кудымкар: Коми - Пермяц. кн. изд-во, 2000. 392 с.: ил.; Смирнов И. Н. Пермяки // Известия общ-ва археологии, истории и этнографии при император. Казан. ун-те. Казань, 1891. Т. IX, вып. 2.; Чагин Г. Н. Народы Прикамья / Г. Н. Чагин, А. В. Черных. Пермь, 2002.

Т. Г. Голева
 

Авторы

Автор

Библиографии

Источник библиографии
Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков/ сост. Л. П. Ратегова. Кудымкар: Коми-Пермяц. кн. изд-во, 2000. 392 с.: ил.
 
Источник библиографии
Смирнов И. Н. Пермяки: истор.-этногр. очерк // Известия общ-ва археологии, истории и этнографии при император. Казан. ун-те. Казань, 1891. Т. IX, вып. 2.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Народы Прикамья: очерки этнокультур. развития в XIX - XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Адм. Перм. обл. Пермь : Тип. купца Тарасова, 2002. 303 с.: ил.
 
Источник библиографии
Коми-Пермяцкий округ: ист. очерк. Пермь, 1977.
 
Источник библиографии
Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958.
 

Предметные ссылки

Статья
РОДАНОВСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
 
Статья
ОБВА, РЕКА, ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК КАМСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
 
Статья
ЯЗЬВА, РЕКА, ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК Р. ВИШЕРА
 
Статья
КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. П. И. СУББОТИНА-ПЕРМЯКА
 
Статья
КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО
 
Статья
ШОНДIБАН (ЛИК СОЛНЦА), ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ, ГОРОД КУДЫМКАР
 
Статья
РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА
 
Статья
КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОКРУГ
 
Статья
КОСИНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
КОЧЁВСКИЙ (КОЧЕВСКИЙ), МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
ГАЙНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
 
Статья
КУДЫМКАРСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
ЮСЬВИНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
КРАСНОВИШЕРСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
 
Статья
ЗЮЗДИНСКИЕ КОМИ-ПЕРМЯКИ
 
Статья
КУДЫМКАР, ГОРОД
 
Статья
ОХАНСКИЕ (ОБВИНСКИЕ) КОМИ-ПЕРМЯКИ
 
Статья
ЯЗЬВИНСКИЕ ПЕРМЯКИ
 
Статья
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ПРИКАМЬЯ
 
Статья
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ
 
Статья
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
Статья
ОНЬКОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
 
Статья
МОШЕВ АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.