Сегодня: 20 Ноября 2017 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  УДМУРТЫ
Общая информация
Изображения:1Статьи:36 
Шыд сиён - так называется удмуртский обычай декабря, связанный с окончанием заготовки мяса на зиму. Приглашают близкую родню, и в назначенный час собираются целыми семьями. Гуляние продолжается до позднего вечера. Перед уходом гости, желая хозяевам благополучия, оставляют "символическую" сумму денег.
Наименование
УДМУРТЫ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Вотяки
 
Альтернативное имя
Удморт
 
Альтернативное имя
Укморт
 
Текст
УДМУРТЫ - один из древних коренных народов Приуралья. Этноним этого народа – удмурт, удморт, укморт. Устаревшее название - вотяки. Удмурты проживают достаточно компактно в Приуралье и на сопредельных территориях. Основная часть удмуртского народа проживает в Республике Удмуртия, за её пределами – в республиках Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, в Кировской и Свердловской областях, в Перм. крае. Удмуртский этнос состоит из двух крупных этнографических групп - сев. и юж. удмуртов. Исследователи выделяют также несколько локальных групп удмуртов, оторванных от основной части этноса и проживающих, как правило, за пределами Удмуртской Республики. Удмуртский язык относится к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Основная часть удмуртов - православные христиане, однако некоторые периферийные группы удмуртов избежали даже формальной христианизации. Перепись 1989 г. отметила 746 800 удмуртов, из которых 66,4 % проживало на территории Удмуртии, а остальные - за её пределами. По переписи 2002 г. в РФ численность удмуртов составила 636 900 человек, в Перм. обл. – 26 300 удмуртов. Значительная часть из числа современных удмуртов переселились в Прикамье с территории Удмуртии и других областей и республик в советское время. Крупные городские диаспоры удмуртов сложились в гг. Перми, Чайковском, Березниках, Чернушке. Большое число удмуртов в разные периоды осело в Чайковском, Большесосновском, Верещагинском р-нах. В 1970-1980-е гг. большая удмуртская диаспора формируется в Чернушинском р-не (в 2002 г. там проживало 2289 удмуртов). Только в Куединском р-не Перм. обл. до настоящего времени сохраняются деревни удмуртов, предки которых издавна освоили эти земли. Данную этнографическую группу в науч. литературе принято называть куединскими или буйским удмуртами. Переселение предков куединских удмуртов в Перм. край началось в кон. 16 в. Причин было несколько: присоединение Казанского ханства к Русскому государству, русская колонизация Среднего Поволжья, постепенное распространение крепостного права и православного христианства, а позднее - рекрутской повинности. Значительная часть удмуртов, осевших в Юж. Прикамье, обосновалась в верховьях р. Буй. Впервые деревни буйских удмуртов упоминаются в 1673 г. Основными хозяйственными занятиями были земледелие и животноводство, вспомогательное значение имели пчеловодство, рыболовство. Развитыми оставались домашние промыслы и ремесла. Основной тип поселения – деревни гурт, которые до середины 19 в. сохраняли беспорядочную застройку, а затем были распланированы. Усадебный комплекс куединских удмуртов – открытый, с незамкнутым двором. При таком расположении жилой дом ставится отдельно от хозяйственных построек, которые располагаются, как правило, по периметру или в задней части двора. Отличительными особенностями удмуртской усадьбы были постройки кенос и куала. Кенос - небольшой срубный одноэтажный амбар-клеть, располагался недалеко от дома, использовался для хранения утвари, одежды, продуктов. Куала считалась домашней святыней, там совершались семейные и родовые моления. Основным жилищем удмуртов было срубное жилище, наиболее ранним его тип – однокамерная изба с пристроенными сбоку сенями. Распространенным являлось двухкамерное жилище из жилого помещения и сеней (изба-сени). Широко бытовал и трёхкамерный вариант жилища из двух изб с сенями посередине (изба-сени-изба). С начала 20 в. активно распространяются дома-пятистенки. Интерьер жилища куединских удмуртов близок внутреннему убранству татар и башкир. Печь в доме располагалась справа или слева от входа, по диагонали от печи находился передний угол. Вдоль всей передней стены шли широкие нары дюз. Основу традиционного питания составляли продукты земледелия. Из злаковых культур (пшеницы, ячменя, проса, овса) готовили крупы для варки каш. Из пшеничной и ржаной муки пекли кислый хлеб нянь, известны были и пресные лепешки куар нянь. Традиционными блюдами были и остаются блины из кислого теста табань, пресные шанежки с начинкой перепечь, медовые шарики чумер. Повседневным блюдом были различные супы шыд. Широко использовалось в питании молоко и продукты его переработки. Среди мясных продуктов в пищу употреблялось мясо домашних животных, за исключением свинины. Из напитков был распространен квас сур. Особе значение имели обрядовые блюда во время языческих молений и жертвоприношений. Из мяса жертвенных животных варился бульон, на бульоне варили кашу куриськон жук. Длительное проживание в татарско-башкирском окружении привело к тому, что костюм куединских удмуртов приобрел схожие черты с костюмом этих народов. Основой женского костюма служила рубаха дэрем туникообразного покроя с широким подолом. Поверх рубахи носили фартук ашшет, азькышет. Обязательным элементом женского костюма были штаны. Основой головного убора как девушек, так и женщин был манлай - матерчатый чепец, украшенный двумя рядами серебряных монет. Девушки и молодушки поверх манлая надевали повязку из позумента с бахромой – уко чачак, сясяк. Сверху надевали вязаный полосатый головной убор колпак, спускающийся на затылок и на спину. Женщины поверх манлая носили полотенчатый головной убор чалма. Особенность женского костюма – многочисленные серебряные украшения. Основу мужского костюма составляла рубаха туникообразного покроя, выполненная из клетчатой пестряди, и полосатые штаны. Особый белый комплект одежды существовал для молений. Молельный костюм использовался и как погребальный. Удмурты Куединского р-на избежали христианизации и сохранили язычество как основу религиозно-мифологической картины мира. Религиозные воззрения удмуртов-язычников группировались вокруг семейно-родовых и аграрных культов. Проживая длительное время в иноконфессиональном окружении, удмурты испытали влияние со стороны исламских и христианских традиций. Традиционные черты во многом сохраняли семейные обряды: праздники по случаю рождения ребёнка, перехода в новый дом, а также рекрутские, свадебные и похоронно-поминальные обряды. Годовой круг праздников и обрядов открывали подготовка и празднование главного годового праздника – Великого дня Быдзымнал, совпадавшего с православной Пасхой. В цикл весенних обрядов входил также обряд ву келян, йо келян (проводы воды, льда). Весенне-летний период нар. календаря был более всего наполнен праздниками-молениями, которые проводились обычно после весенних полевых работ. Осенний период открывался празднованием Илин нунал – Ильина дня, отмечавшегося как день нового урожая. Большим осенним праздником считался праздник завершения осенних полевых работ Сизьыл куриськон (Осенний куриськон, осеннее прошение). Зимний цикл праздников и обрядов включал зимнее моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. В последние годы в среде куединских удмуртов активизировалось национально-культурное движение. Возрождаются языческие моления, образовательные учреждения используют опыт народной педагогики, появляются музеи или музейные уголки традиционного быта. С 1990 г. активно работает Удмуртский национально-культурный центр. Активизируются культурные связи с Удмуртской Республикой.
УДМУРТЫ (ВОТЯКИ). Угро-финская народность Поволжья. Автоэтноним (самоназвание) - удмурты. Упоминается в источниках 15-16 в. под именем Арские люди или отяки (от марийского "одо" - удмурт). Русское обозначение части удмуртов - Арские люди возникло из чувашского "ар" - мужчина, муж. Утморт, укморт, удмурт: Самоназвание удмуртов - утморт (укморт, удмурт) - восходит к понятию «человек». ОСНОВНАЯ ТЕРРИТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ. Большая часть удмуртов проживает в Республике Удмуртия, где по переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 497 тыс.чел (30,9% населения). Удмурты живут также в Татарии (25 тыс.чел.), Башкирии (24 тыс.чел.), Марийской Республике (2,5 тыс.чел.), а также Пермской (33 тыс.чел.), Кировской (28 тыс.чел.), Свердловской (24 тыс.чел.) и других областях РФ.
ЧИСЛЕННОСТЬ удмуртов на 1719 г. оценивалась в 48 тыс.чел., по переписи населения России 1897 г. она составляла 420 тыс. чел., по переписям населения СССР: 1926 г. - 504 тыс.чел., 1937 г. 568 тыс., 1939 г. – 606 тыс., 1959 г. - 625 тыс.чел., 1970 г. - 704 тыс.чел., 1979 г. - 714 тыс.чел., 1989 г. - 747 тыс.чел., из них в РФ – 715 тыс.чел. ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. Среди удмуртов в качестве особой этнической группы выделяются бессермяне, они имеют некоторые особенности в материальной культуре и языке, испытавшем влияние татарского языка. ЯЗЫК УДМУРТСКИЙ: В удмуртском языке выделяется несколько диалектов – северный, южный, бессермянский и срединные говоры. 69,6 % удмуртов считает родным свой национальный язык. ПИСЬМЕННОСТЬ. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы. РЕЛИГИЯ. Православие: Большинство верующих удмуртов – православные, но значительная часть придерживается традиционных верований, на религиозные воззрения бессермян и населения пограничных с Татарией и Башкирией районов оказал влияние ислам.
 

Библиографии

Источник библиографии
Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Народы Прикамья: очерки этнокультур. развития в XIX - XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Адм. Перм. обл. Пермь : Тип. купца Тарасова, 2002. 303 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI – первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. 363 с.: ил., С. 54, 332-335.
 
Источник библиографии
Черных А. В. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в ХVI – первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России: Перм. обл. М., 1998. С. 39-113.
 
Источник библиографии
Тезяков Н. И. Вотяки Больше-Гондырской волости. Чернигов, 1892.
 
Источник библиографии
Миннияхметова Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2000.
 
Источник библиографии
Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
 
Источник библиографии
Черных А. В. Буйские удмурты. Пермь, 1996.
 
Источник библиографии
Яковлев И. В. Из жизни пермских вотяков Гондырского края // Известия Общества археологии, истории, этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1903. Т. 19. Вып. 3-4.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2017 ПГОУБ.