Сегодня: 19 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Вера Ильинична Павловская-Боровик - Саломея ("Саломея").
Фамилия, имя, отчество
Павловская-Боровик Вера Ильинична, артистка. оперы (лирико-драм. сопрано) и дра¬мы, камерная певица, педагог
 
Краткая биография
Павловская-Боровик Вера Ильинична (21.09(03.10).1886, с. Чермез Перм. губ. Соликамского уезда., ныне Свердловской обл. — 23.11.1975, г. Ленинград), артистка оперы (лирико-драм. сопрано) и драмы, камерная певица, педагог. Засл. арт. Кабардино-Балк. АССР (1951). Род. в семье горного инженера. Обучалась в петерб. Школе сцен. искусства (окончила в 1910 г.) и одновременно брала уроки пения у И. Прянишникова и Ф. Литвин. В 1909 г. впервые выступила в петерб. муз.-драм. кружке в партии Маргариты («Фауст»). В 1910 г. гастролировала в г. Самаре, г. Пскове, г. Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), г. Копенгагене. В 1911 г. выступила в концерте (вместе с А. Смирновым) в Вятке, в том же году дебютировала на сцене петерб. Нар. дома. В 1912 - 1913 гг. была приглашена в труппу Гамбург, оперы и с большим успехом пела в «Кармен» (здесь была партнершей Э. Карузо), «Ожерелье мадонны» Э. Вольф-Феррари (Неаполитанка), «Евгении Онегине» (партию Татьяны исп. на нем. яз.). Вернувшись в Россию, выступила в г. Екатеринбурге (заглавная партия в «Таис», на франц. яз.). В 1914 - 1918 (?) гг. солистка петрогр. Мариинского театра, дебютировала в партии Маргариты («Фауст»). Позднее пела в провинции. В 1920 - 1925 гг. выступала в Первом передвижном драм. театре под рук. П. П. Гайдебурова (вместе с ним разработала новую форму театрализованного спектакля-концерта). Обладала ровным, сильным голосом «серебристого» тембра, свободно преодолевала высокую тесситуру. Репертуар включал 26 партий, многие из которых отмечены глубиной постижения характера.
Партии: Антонида, Горислава, Ольга («Русалка» А. Даргомыжского), Марфа («Царская невеста»), Маша («Дубровский»), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Оксана («Черевички»), Лиза («Пиковая дама»), Купава, Криза, Пикколо; Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Мими («Богема»), Маргарита и Елена («Мефистофель»), Саломея («Саломея»), Микаэла, Недда. Партнеры: К. Петраускас, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Вайнгартнера, О. Клемперера, А. Коутса, С. Кусевицкого, Д. Похитонова.
С 1920 г. вела также конц. деятельность; привнесла в камерный жанр тенденции оперно-драм. искусства. С 1925 г. выступала в концертах Клуба друзей камерной музыки (в ансамбле с пианисткой И. Миклашевской), в рабочих клубах. Камерный репертуар включал произв. М. Виельгорского, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Балакирева («Песня Селима»), Ц. Кюи («В колокол мирно дремавший»), Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, Н. Метнера, Н. Мясковского, И. Стравинского, С. Прокофьева, Л. Бетховена, Р. Шумана, Э. Грига, Ф. Мендельсона, М. Равеля («Мадагаскарские песни» для голоса с флейтой, виолончелью и ф-п.; П.-Б. переписывалась с композитором), Ж. Орика, А. Русселя, Д. Мийо (цикл «Каталог цветов» для голоса и 7 инструментов или ф-п.), М. де Фальи, 3. Кодая («Без слез», «Весна»), Б. Бартока («Мое ложе зовет»). В 1920 г. исп. сольную партию в симф. кантате «В кумирню Золотого Сна» А. Лурье п/у С. Кусевицкого. «Вот артистка, услугами которой каждый автор должен стремиться воспользоваться, чтобы представить свои вещи в передаче, близкой к совершенству. Техническая сторона ее исполнения, чисто музыкальная точность и верность пения, разработка декламационной стороны и художественно-психологической, элементы интерпретации — все это находится в таком взаимном равновесии и на такой большой высоте, что впечатление от концерта Павловской-Боровик получилось чрезвычайно полновесное и полноценное...» (В. Каратыгин)*. На конц. эстраде выступала до 1930 г.
С 1920 г. вела пед. деят-сть. В 1933 - 1960 гг. преподавала сольное и камерное пение в Ленингр. конс. (с 1953 г. проф., была также деканом ф-та).
В 1938 - 1941 гг. сотрудник НИО ЛГИТМиК. Во время блокады Ленинграда выступала в госпиталях и воинских подразделениях.
Записывалась на грампластинки (7 произв.) в г. Петербурге (РАОГ, 1912; «Граммофон», 1913).
Соч.: Caruso // Fucito S., Beyer B. J. Caruso: Gesangskunst und Methode. Berlin, 1928 (рус. пер.: Фучито С, Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо. 2-е изд. Л., 1967. С. 61-77).; Стать взыскательными художниками // Муз. кадры (Л.). 1946. № 4.; К 250-летию Ленинграда // Муз. кадры (Л.). 1957. № 7.; Глазами партнерши // Н. Н. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. Л., 1968. С. 50-62.; Воспоминания об А. Никише // Артур Никиш и русская музыкальная культура: Воспоминания. Письма. Статьи. Л., 1975. С. 37-45.; Об исполнительских задачах певца // Вопросы вокальной педагогики. Л., 1982. Вып. 6. С. 57-70.; О методике преподавания пения Ф. В. Литвин (рук., без даты) — в РО НИО ЛГИТМиК.; воспоминания о музыкальной жизни Ленинграда в годы блокады (рук., 1968).
Лит.: Каратыгин В.* Павловская-Боровик // Жизнь искусства. 1925. № 6. С. 16.; В. М. В. Павловская-Боровик // Жизнь искусства. 1926. № 48.; Лушин Б. Большая жизнь // Веч. Ленинград. 1966. 21 сент.; Любарский А. Она пела с Карузо // Смена (Л.). 1967. 21 апр.; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. Горький, 1982. С. 104-105.
 
Годы жизни
21.09(03.10).1886, с. Чермез Перм. губ. Соликамского уезда., ныне Свердловской обл. — 23.11.1975, г. Ленинград
 
Год рождения
1886
 
Год смерти
1975
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., С. 386-387.
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.