Сегодня: 20 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  МАРИЙЦЫ
Общая информация
Изображения:0Статьи:24 
Наименование
МАРИЙЦЫ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Мари
 
Альтернативное имя
Марий
 
Альтернативное имя
Черемисы
 
Текст
МАРИЙЦЫ. Один из народов финно-угорской группы. Основная этническая территория – Среднее Поволжье, где из древнего населения и происходило формирование марийского народа. Этноним народа – мари, марий. В дореволюционных источниках и официальных документах марийцы известны как черемисы. Марийский язык относится к волжской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Основная часть марийцев проживает в Республике Мари Эл, а также на сопредельных территориях Поволжья и Приуралья. Поволжские марийцы делятся на две крупные этнические группы – горные и луговые. Третья этническая группа – вост. марийцы – сформировалась за пределами основной территории, к ним относят марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Перм. и Свердловской обл. Последняя перепись населения 2002 г. отметила в России 604,8 тыс. марийцев. В Перм. обл. в 2002 г. их численность составила 5591 человек. Начало массовой миграции марийцев в Приуралье, в т. ч. в районы Юж. Прикамья, приходится на 2-ю половину 16 в. В 1678-1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением в 311 человек. Формирование происходило за счёт переселенцев из двух районов: Среднего Поволжья, основной этнической территории марийцев и из Уфимского уезда (территория современной Республики Башкортостан). Марийское переселенческое движение на Урал заканчивается к сер. 18 в. Потомки переселенцев до сих пор проживают в деревнях Тебеняки, Красный Луг, Каменка, Иванково, Васькино, Тукманы Суксунского р-на, д. Тляково Октябрьского р-на, д. Нижняя Солянка Кишертского р-на. В 19 в. выходцами с севера Башкирии было основано ещё несколько марийских деревень на территории современных Чернушинского и Октябрьского р-нов. Основой хозяйственных занятий было земледелие и животноводство. Основными земледельческими культурами были рожь, ячмень, овёс, горох, репа, пшеница. Из технических культур выращивали лён и коноплю. Марийские поселения авыл располагались по берегам рек. Среди пермских марийцев доминируют усадьбы с закрытым двором, когда хозяйственные постройки стояли вплотную к жилой избе. Усадебный комплекс включал, кроме жилой, несколько хозяйственных построек: амбары клад, погребы-ледники вынем, бани монча, колодцы колеч. Жилищем марийцев, как и всех народов края, являлась срубная изба порт. Наиболее ранними следует считать двухкамерное жилище из жилого помещения и сеней. Своеобразным был внутренний интерьер марийского жилища. Одну четвертую часть дома занимала печь конга, над входной зоной располагались широкие полати шелурамбал, от входной стены к переднему углу шла лавка олымбал, вдоль передней стены также проходила лавка, либо широкая лавка-нары. В переднем углу стоял стол устел. Структура традиционной системы питания соотносилась с основными хозяйственными занятиями марийцев. Разнообразными были хлебные изделия, кроме хлеба из ржаной муки, пекли пресные лепешки лоп-лоп, оладьи шушо мелна, блины мелна. В пищу употребляли молоко шор и продукты его переработки. Из мясных продуктов чаще всего употребляли мясо домашних животных: баранину, говядину, свинину, конину, домашних птиц – гусей, кур. Традиционными напитками были квас, хмельными напитками были брага пурага, медовуха му пурага. Основу марийского женского костюма составляла белая рубаха туникообразного покроя тувыр, орнаментированная вышивкой по подолу, вороту, рукавам, грудному разрезу. Рубаха носилась в комплекте с белым распашным кафтаном туникообразного покроя шовыр. Поверх кафтана подпоясывался тканый узорный пояс ушто. Марийские женщины носили холщовые белые или пестрядинные штаны. С нач. 20 в. белый традиционный костюм сменился пестрядиной одеждой. Девичьим головным убором была такия в виде шапочки из монет, бисера и бусин, раковин каури, нашитых на холщовую основу. Поверх такия надевали белый холщовый треугольный (реже четырехугольный) платок солык. У уральских марийцев бытовал яркий и богатый женский традиционный головной убор шынашовычо, шнашобычо. Мужской старинный костюм состоял из белой с вышивкой рубахи и штанов, на смену белой рубахе, так же, как и в женском костюме, пришла рубаха из красно-черной клетчатой пестряди с многоцветной вышивкой. На голове мужчины носили валяные войлочные шляпы. Традиционным видом обуви были лапти.
Большинство вост. марийцев избежало христианизации и до настоящего времени сохранило языческие верования. Как и у большинства земледельческих народов, у марийцев наиболее развитыми были семейные и аграрные культы. Верховным божеством марийцы считали Великого, Большого Бога Куго Юмо. К каждому божеству в определенных случаях обращались с просьбами, приносили жертвы. Элементы христианства проникали к сылвенским марийцам в первую очередь от соседнего русского населения. Среди православных святых почитались марийцами Николай Чудотворец и Илья-пророк. Со 2-й половины 19 в. среди сылвенских марийцев активную работу проводит Перм. епархиальный комитет православного миссионерского об-ва. Деятельность православных миссионеров увенчалась успехом. К 1912 г. в деревнях по р. Сылва насчитывалось 126 крещёных марийцев, большинство из них приходилось на д. Васькино, где крещены были 103 жителя из 192 жителей села.
Семейные обряды марийцев Прикамья, как и др. народов, связывались с рождением и смертью человека, проводами в солдаты, заключением брака. Начало нового земледельческого года у марийцев, как и у многих др. народов Поволжья и Приуралья, связывалось с празднованием Великого дня Куэче, совпадавшего с православной Пасхой. Большим весенним праздником был Ага пайрам (праздник сохи). Накануне Егорьева дня (6 мая) сылвенские марийцы проводили обряд изгнания из деревни злого духа сурем ужо или шайтана, бытующий до настоящего времени в д. Красный Луг Суксунского р-на. На период окончания весенних полевых работ приходилось время совершения языческих молений Кущо арня (неделя молений). Кущо кече (день моления) сначала проводился в каждой деревне, а затем жители деревень собирались на общее моление. Среди зимних праздников марийцы отмечали святки Шортдел и масленицу У арня. Многие элементы традиционной культуры продолжают активно бытовать.
В последние годы активизируется национально-культурное движение. В 1996 г. в Суксунском р-не создан национально-культурный центр «Сулий» («Сылва»). В 20 в. сформировалась небольшая городская диаспора марийцев г. Перми (около 1000 человек) из выходцев как с территории Прикамья, так и из др. регионов проживания марийцев (Мари Эл, Татарстан, Удмуртия). Городская диаспора марийцев г. Перми также организационно объединилась и создала в 2003 г. свою общественную организацию «Памаш» («Родник»).

Лит.: Большова Н. А. Полевые исследования этнографических экспедиций Марийского национального музея (1987-1991 гг.) // Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч. конф. Пермь, 1997. С. 61-70;
Лаллукка С. Некоторые наблюдения о сылвенских марийцах Пермской области // Пермский край: прошлое и настоящее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. С. 30-32;
Молотова Т. Л. Особенности женского народного костюма уральских марийцев / Т. Л. Молотова, Н. А. Иванова // Полевые материалы марийской этнографической экспедиции 80-х гг. Йошкар-Ола, 1983. С. 44;
Сепеев Г. А. Восточные марийцы: ист.-этногр. исследование матер. культуры (сер. XIX – нач. XX вв.). Йошкар-Ола, 1975;
Сепеев Г. А. К вопросу о переселении марийцев в Прикамье и Приуралье // Тр. Марий. НИИ языка, литературы и истории. 1967. Вып. 22. С. 115-129;
Чагин Г. Н. Культ предков уральских марийцев в ХIХ-ХХ вв. // Археология и этнография Среднего Приуралья: сб. ст. Березники, 2001. С. 163;
Чагин Г. Н. Летние моления и жертвоприношения марийцев Среднего Урала в XIX – начале ХХ вв. // Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии». Пермь, 1996. С. 82-85;
Чагин Г. Н. Пути развития идентичности и мобилизации этничности во внутрироссийских диаспорных группах: из опыта урал. марийцев // Этнокультурная история Урала в XVI-XX вв.: материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1999. С. 264-270;
Чагин Г. Н. Сюрем ужо // Народное творчество. 1997. № 2. С. 23;
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI – первой половине XIX века. Пермь, 1995. С. 40-49, 85-86, 324-332;
Шишонко В. Н. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник. 1864. Вып. 6.

А. В. Черных
 

Библиографии

Источник библиографии
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI – первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. 363 с.: ил., С. 40-49, 85-86, 324-332.
 
Источник библиографии
Большова Н. А. Полевые исследования этнографических экспедиций Марийского национального музея (1987-1991 гг.) // Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч. конф. Пермь, 1997. С. 61-70.
 
Источник библиографии
Лаллукка С. Некоторые наблюдения о сылвенских марийцах Пермской области // Пермский край: прошлое и настоящее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. С. 30-32.
 
Источник библиографии
Молотова Т. Л. Особенности женского народного костюма уральских марийцев / Т. Л. Молотова, Н. А. Иванова // Полевые материалы марийской этнографической экспедиции 80-х гг. Йошкар-Ола, 1983. С. 44.
 
Источник библиографии
Сепеев Г. А. Восточные марийцы: ист.-этногр. исследование матер. культуры (сер. XIX – нач. XX вв.). Йошкар-Ола, 1975.
 
Источник библиографии
Сепеев Г. А. К вопросу о переселении марийцев в Прикамье и Приуралье // Тр. Марий. НИИ языка, литературы и истории. 1967. Вып. 22. С. 115-129.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Культ предков уральских марийцев в ХIХ-ХХ вв. // Археология и этнография Среднего Приуралья: сб. ст. Березники, 2001. С. 163.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Летние моления и жертвоприношения марийцев Среднего Урала в XIX – начале ХХ вв. // Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии». Пермь, 1996. С. 82-85.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Пути развития идентичности и мобилизации этничности во внутрироссийских диаспорных группах: из опыта урал. марийцев // Этнокультурная история Урала в XVI-XX вв.: материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1999. С. 264-270.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Сюрем ужо // Народное творчество. 1997. № 2. С. 23.
 
Источник библиографии
Шишонко В. Н. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник. 1864. Вып. 6.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.