Сегодня: 29 Января 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:7 
Наименование
УРАЛЬСКИЙ КАМНЕРЕЗ, КОМБИНАТ, ОГУП, СЕЛО КРАСНЫЙ ЯСЫЛ
 
Текст
«УРАЛЬСКИЙ КАМНЕРЕЗ», комбинат по производству сувенирных изделий из камня и дерева (с. Красный Ясыл Ординского р-на). В 19 в. по берегам рек Ирени и Сылвы в Осинском и Кунгурском уездах были обнаружены залежи гипсов «во всех его разновидностях». Первые описания гипсов сделали директор Пермской гимназии, географ-экономист Н. С. Попов и известный минеролог, академик В. М. Севергин (1804 г.).
В 1892 г. в д. Сходской появились кустарные мастерские во главе с екатеринбургскими предпринимателями А. В. Свечниковым и Ф. И. Субботиным, в 1894 г. в д. Ворониной (ныне Федоровка) стала работать крупная мастерская М. С. Бабушкина.
Изделия из селенита были показаны на Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1896 г., на Всемирной выставке в г. Париже (1900 г.), Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Таврическом дворце (1902 г.). Основная продукция мастерских: пресс-папье, «сапожки-бокалы», спичечницы, сувениры в виде «дамского башмачка, «рога изобилия».
В 1911 г. Пермское губернское земство «в лице горного инженера Л. В. Морковникова и художника И. А. Семерикова организовали первую камнерезную артель в с. Покровский Ясыл Осинского уезда (ныне Красный Ясыл, Ординский р-н). В 1914 г. организована Богомоловская артель (д. Богомолово), в 1915 г. – Зеленкинская артель (д. Зеленкино, ныне Андреевка), Ключевская артель (д. Вторые Ключики).
В 1919 г. возникли два Товарищества – Покрово-Ясыльское и Горно-Иренское, которые в 1928 г. были объединены в Горно-Иренское камнерезное товарищество, от которого берет начало комбинат «Уральский камнерез».
В 1920-1930-е гг. модели изделий из камня разрабатывали художники И. А. Семериков, И. К. Стулов, А. И. Орлов, И. Ф. Балахнин. Выпускались ковши, вазы и лампы, пепельницы, коробочки-пудреницы. Появились новые образцы: «Спортсмен», «Красноармеец на старте», «Конькобежец», «Мария Демченко со свеклой». Получает распространение изображение животных: медведя, тигра, льва, слона.
В 1950-е гг. художники Львова, Г. М. Львов, Б. С. Пепеляев, А. Ф. Брагин создают мелкую пластику из селенита, талькохлорита, серпентина.
В 1960-1970-е гг. – расцвет анималистического жанра на промысле. Модели для массового производства выполняют художники А. И. Шадрин, Ф. П. Овчинникова, Н. Н. Тюняева, Е. В. Николаев.
Один из ведущих мастеров камнерезного искусства страны – А. М. Овчинников (род. 1939 г.), работающий на промысле с 1950-х гг. Для художника характерно великолепное знание материала, пластическая выразительность и яркая образность произведений. Художник обращается к образам родной уральской природы («Куница», «Лиса», «Белочка», «Бурундук», «Рысь», «Соболь»), к фольклорным образам («Огневушка», «Пастушок», «Шахматные фигуры», «Избушка на курьих ножках»), в 1980-е годы проявляет интерес к многофигурным композициям («Хрюша с поросятами», «Горностаи», «Наседка с цыплятами»). За годы работы на комбинате А. М. Овчинниковым было создано более 300 образцов для тиражирования мастерами-резчиками комбината.
Художники комбината «Уральский камнерез» участвовали в областных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Произведения художников камнерезного промысла находятся в коллекциях музеев: Музее декоративного искусства (г. Москва), Музее декоративно-прикладного искусства Урала (г. Челябинск), Перм. государственной художественной галерее, Перм. краевом краеведческом музее и др.

И. П. Федотова
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
_Красноперов Е. И. Кустарная промышленность и ремесла на Казанской научно-промышленной выставке // Сб. Перм. земства. Пермь, 1891. № 1-2.
 
Источник библиографии
Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. В 2 т. Т.1. М., 1954. 372 с.; 31 л. ил.
 
Источник библиографии
Каплан Н. Русская народная резьба по мягкому камню. М., 1955. 75 с.: ил.
 
Источник библиографии
Лялицкая С. Д. Молотовские камнерезы. М., 1955. 56 с.; 6 л. ил.
 
Источник библиографии
Корнилова В. И. Камнерезное искусство Западного Урала. Пермь, 1961. 56 с., 11 л. ил.
 
Источник библиографии
А. Овчинников: буклет / авт.-сост. Т. Л. Сысоева. Пермь, 1981.
 
Источник библиографии
Семенов В. Б. Уральский камнерез. Пермь: Кн. из-во, 1981. 197 с.: ил.
 
Источник библиографии
_Гончарова Л. И. Пути развития камнерезного искусства уральских мастеров // Сб. трудов НИИХП. М., 1985.
 
Источник библиографии
Декоративно-прикладное искусство // Казаринова Н. В. Художники Перми. Л.: Художник РСФСР, 1987. С. 154-165: ил.
 
Источник библиографии
Резные изделия из мягкого камня: каталог. М., 1990. 32 с.: ил.
 
Источник библиографии
_Симфония уральского камня: выставка / авт. А. И. Пестова. Пермь, 1998.
 
Источник библиографии
Россия. Пермь - Германия. Ганновер. ЭКСПО 2000: буклет выставки. Пермь, 2000.
 
Источник библиографии
«Один + Два». К. М. Собакин, А. М. Овчинников, А. В. Овчинников: буклет / авт. О. М. Власова, А. И. Пестова. Пермь, 2002.
 
Источник библиографии
«И камни говорят…»: Собрание Государственного Исторического музея: каталог выставки / авт. текста, сост. Л. А. Дементьева. М., 2005.
 
Источник библиографии
Овчинников А. М. Сотворение Камня: станковая скульптура, малая пластика, декоратив. произведения:
альбом / А. Овчинников; авт.-сост. А. И. Пестова. Пермь: Лун. свет, 2009. 143 с.: ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.