Сегодня: 28 Мая 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:16 
Наименование
БИБЛИОТЕКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ И ЗЕМСТВО
 

Рубрики

Рубрика
Текст
БИБЛИОТЕКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ И ЗЕМСТВО. Особое место в деятельности земства занимали вопросы народного образования и просвещения, так как их решение рассматривалось в качестве одного из важнейших условий достижения экономического развития страны, обеспечения умственного, нравственного и общественного самосознания народа. Пермскую губернию по праву можно отнести к тем регионам России, где реализация данной практики осуществлялась целенаправленно и последовательно. В 70-80-е годы 19 в. свои надежды на продвижение в народную среду знаний пермское земство связывало с развитием школы. К началу 20 столетия в губернии были заложены основы системы образования народа, которая состояла из таких звеньев как начальные училища, воскресные школы и ежевечерние классы для обучения грамоте взрослых, повторительные классы для взрослых и детей, в силу каких-либо причин утративших навыки чтения и письма. Библиотеке при этом отводилась весьма скромная роль содействия образовательному процессу, что значительно ограничивало ее возможности. Вместе с тем, опыт приоритетного развития народной школы показал неэффективность данного подхода: начальная школа не имела возможности предоставлять широкий диапазон знаний, обеспечивать реализацию функций их поддержки и дальнейшего пополнения. Не случайно активное распространение в губернии получило такое социально опасное явление как рецидивирующая неграмотности. Практика земства в деле народного образования показала, как свидетельствовала Ирбитская земская управа, что одна только начальная школа не в силах дать населению, даже при самых благоприятных условиях своей постановки, той суммы знаний и образовательного развития, которое необходимо для улучшения его быта, материального благосостояния, наконец, его нравственных устоев.
В качестве основного, обладающего большим потенциалом воздействия, элемента системы внешкольного образования земство рассматривало народную библиотеку. Цель библиотечной деятельности пермского земства состояла в том, чтобы постепенно расширить сферу влияния народной библиотеки, довести библиотечную книгу до самых отдаленных населенных пунктов. Реализация данной цели требовала последовательного решения двух задач: обеспечение роста численности народных библиотек; совершенствование качественных характеристик их деятельности.
Народные библиотеки, функционирующие как самостоятельная структура, а не подразделение школы, пермское земство начинает создавать в середине 80-х гг. 19 в. Переосмысление соотношения позиций школы и библиотеки в просветительском процессе определило темпы роста последней. С 1890 по 1900 гг. количество народных библиотек увеличилось на 167; за аналогичный период нач. 20 в. – с 1901 по 1911 гг. – более чем на 600 библиотек. В 1914 г. пермское земство располагало 891 народной библиотекой. Наиболее активно народные библиотеки создавались в Оханском, Верхотурском, Екатеринбургском уездах. По данным 1901 г. их земские управы располагали 48, 25, 21 библиотеками соответственно. В пределах каждого уезда количество народных библиотек постоянно увеличивалось. В 1911/1912 г., например, в Оханском уезде действовали 73 земские народные библиотеки, в 1913/1914 г. – 96, в 1914/1915 г. – не менее 115.
Народные библиотеки создавались в самых отдаленных районах губернии. Так, в 1898 г. 29-е очередноеобрание Соликамского уездного земства приняло решение открывать по одной народной библиотеке ежегодно, выделяя при этом по 150 руб. на каждую из них. В результате в 1898 г. была введена в действие Архангельская библиотека-читальня, в 1900 г. – Купросская, в 1901 г. – Пожвинская и т.д. Заметную группу в числе народных составляли павленковские библиотеки, открытые на объединенные средства земских управ и книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова. Преимущества павленковских библиотек очевидны: двусторонняя поддержка, более качественный подбор книжного фонда и, как следствие, повышенный читательский интерес. По мнению Ю. А. Горбунова, Пермская губерния, наряду с Вятской, относилась к тем регионам России, где павленковские библиотеки получили наиболее активное распространение. Для обеспечения книгой небольших селений, помимо стационарных, земство открывало передвижные библиотеки. Широкую известность получил опыт организации передвижных библиотек П. Копысова, учителя Пермского уезда.
Осознавая значимость народных библиотек и располагая при этом весьма ограниченными средствами, земство приходит к выводу о необходимости упорядочения деятельности библиотек. В конце первого десятилетия ХХ века уездные управы приступили к разработке проектов библиотечных сетей и их поэтапной реализации. В 1908 г. к данной практике обратилось Камышловское уездное земство, в 1913 г. – Шадринское, Красноуфимское и т. п. В качестве основополагающего структурного подразделения в каждом проекте был введен «библиотечный район» - часть территории уезда; сеть строилась по иерархическому признаку, статус центральной закреплялся за наиболее крупной библиотекой района. Вместе с тем, опыт организации библиотечных сетей в уездах отличался разнообразием. Так, Екатеринбургская уездная управа предложила упрощенную схему библиотечной сети, включающую центральную районную библиотеку и создаваемые ею передвижки. Библиотечную сеть с разветвленной структурой разработала Красноуфимская управа, введя в нее в качестве центральной земскую публичную библиотеку уездного города, районные, волостные, стационарные сельские и передвижные библиотеки.
Земские управы предпринимали значительные усилия к тому, чтобы обеспечить необходимый уровень комплектования книжного фонда. Как отмечал в своем выступлении на заседании Ирбитской земской училищной комиссии (1904) Д. Н. Четвериков конечный идеал, к которому должны свестись заботы о библиотеках, должен заключаться в том, чтобы для каждой местности была предоставлена полная возможность пользоваться самым широким выбором книг для чтения. Решение проблемы осложнялось тем, что деятельность народных библиотек находилась под постоянным жестким контролем правительства, политика которого была направлена на сдерживание народного просвещения. Вопросы их организации регламентировались «Правилами о бесплатных народных библиотеках-читальнях и порядке надзора над ними» Министерства внутренних дел (1890). Различные документы (отчеты земских управ, доклады, постановления комиссий и т.п.) содержат огромный массив данных о неудовлетворенности земцев «министерскими» каталогами, стесняющими возможности выбора литературы для народных библиотек: издаваемые Министерством народного просвещения, эти каталоги отражали тот набор произведений, из которых, по мнению правительства, и должно состоять чтение крестьянина, ремесленника, рабочего. В частности, 30 мая 1905 г. на совещании школьной комиссии Пермского губернского земства было принято следующее постановление: просить пермское губернское земское собрание возбудить ходатайство о допущении в народные библиотеки всех книг и периодических изданий, разрешенных общей цензурой. Аналогичные ходатайства в разное время поступали и от уездных управ: в 1897, 1915 гг. – от Осинского земства, в 1900 г. – от Екатеринбургской управы и т.д. Опыт показал, что официальные обращения губернской и уездных земских управ в высшие инстанции бесперспективен, в связи с чем пермское земство приступило к практике улучшения качества библиотечного фонда своими собственными средствами. Одно из них состояло в подписке возможно большего числа народных библиотек на журнал «Нива». Привлекательным издание делали такие характеристики как универсальность содержания, представление материала для разновозрастного читателя; в приложении к журналу издавались сочинения русских классиков, что позволяло пополнять фонд библиотек «серьезной» литературой без дополнительных затрат.
Известны случаи, когда уездные земства, несогласные с установками Министерства народного просвещения относительно изъятия из фондов библиотек тех или иных изданий, предпочитали поступить в соответствии с собственными взглядами. Так, Осинское уездное земское собрание 44-й очередной сессии (1913) постановило оставить в фондах библиотек журналы «Русский учитель» и «Школа и жизнь», назначенные министерством к изъятию, мотивируя свое решение тем, что данные издания допущены цензурой к свободному обращению в России.
Наиболее радикальным в условиях того времени способом следует признать введение «обменного порядка пользования библиотеками», в соответствии с которым комплектование библиотек района по каждому разделу каталога осуществлялось на основе принципа взаимодополнения; один раз в год между библиотеками района производился обмен фондами. Начало данной практике положило Чердынское уездное земство в 1902 г., впоследствии к ней обратились Ирбитская и др. земские управы.
Сетевая организация также расширила возможности народных библиотек в обеспечении населения литературой. Благодаря данной практике житель даже отдаленной деревни Оханского уезда мог получить книгу из уездной библиотеки, если «не довольствовался» волостной. В Чердынском уезде в 1914 г. функционировало 19 районных библиотек, в дополнение к которым действовали так называемые подрайонные библиотеки; последние должны были располагать полным каталогом фонда районных. При необходимости читатель обращался к библиотекарю, который выписывал книгу из районной библиотеки на определенный срок. Как справедливо полагали земцы, качество библиотечного обслуживания находилось в непосредственной зависимости от возможностей библиотекаря. Например, Оханское земство считало достаточно подготовленного библиотекаря главным залогом нормальной постановки дела. В основном обязанности библиотекарей выполняли учителя народных школ. По сведениям 1914 г. в Пермской губернии они составляли 77,7% от общего числа работников народных библиотек. В условиях отсутствия в России специальных учебных заведений библиотечного профиля земские управы были вынуждены предпринимать собственные шаги к обеспечению необходимого уровня подготовки библиотекарей. Без библиотечного развития можно быть хорошим библиотекарем-техником, но нельзя быть библиотекарем-художником, творцом своего дела, - отмечала Осинская управа. В некоторых уездах вновь назначенные библиотекари приглашались в уездную управу на совещания, специально организуемые для ознакомления начинающих работников с основами теории и практики библиотечного дела. Использовался опыт командирования библиотекарей на курсы, действовавшие при народном университете им. Шанявского в Москве. В летнее время ряд уездных управ организовывал краткосрочные курсы для работающих в народных библиотеках. С объединением библиотек в уездные сети их сотрудники получили возможность более активно и целенаправленно обмениваться друг с другом производственным опытом, благодаря журналу «Библиотекарь» (издается с 1910 г.) знакомиться с библиотечной практикой других регионов России.
Народные библиотеки пользовались популярностью населения. Согласно сведениям земских управ, потребность селян в книге постепенно приобрела устойчивый характер. Как правило, к услугам народных библиотек обращалась значительная часть грамотных селян. Так, в селе Билимбаевском, Екатеринбургского уезда, 36,3% грамотных жителей состояли читателями земской народной библиотеки, в Больше-Истокском – 49,2%, в Конево-Аятском – 91%. Необходимо учитывать, что книги на селе не только читались, но и слушались. Типичным явлением стало чтение в кругу семьи, чтение грамотных крестьян, а также представителей сельской интеллигенции неграмотным односельчанам, благодаря чему заметно расширялась сфера влияния книги и библиотеки. Читателями библиотеки становились не только жители того села, где она располагалась, ближайших населенных пунктов, но и отдаленных селений. В 1901 г. на одну земскую народную библиотеку в Пермской губернии в среднем приходилось 145 читателей, в 1914 г. (по неполным данным) не менее 161 человека. Безусловно, в своих заботах о продвижении в народную среду библиотек земства не были одиноки. В их организации и обеспечении деятельности принимали участие различные общества, среди которых можно выделить общества, занимающиеся сугубо просветительскими проблемами (общества попечения о народном образовании, общества грамотности и т.п.), и общества, для которых просветительство являлось одним из направлений деятельности (сельскохозяйственные, кооперативные, потребительские и т.д.). Вместе с тем, очевидно, что в данном процессе земство сыграло определяющую роль.

С. В. Шепелева
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Баканова А. И. Земские библиотеки Пермской губернии // Сб. методико-библиогр. материалов. Екатеринбург, 1997. Вып. 10. С. 36-42.
 
Источник библиографии
Бесплатные народные библиотеки в Пермской губернии: по данным исследования 1901 года // Сб. Пермского земства. Пермь, 1903. № 2. Отд. 111. С. 1-102.
 
Источник библиографии
Бобылев Д. М. Книга в деревне // Перм. Земская неделя. 1908. № 27. С. 3-4.
 
Источник библиографии
Бобылев Д. М. Положение внешкольного образования в Пермской губернии: (по данным за 1904 год) // Сб. Пермского земства. Пермь, 1905. № 3. С. 85-111.
 
Источник библиографии
Горбунов Ю. А. Библиотеки странного миллионера // Уральский библиофил. Пермь, 1987. С. 87-122.
 
Источник библиографии
Доклад Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 45 очередной сессии. По народному образованию / Перм. Губерн. Земство. Пермь: Электро-тип. Губерн. Земства, 1914. 51 с.
 
Источник библиографии
Шепелева С. В. Путь книги к сельскому читателю: Опыт Пермской губернии конца Х1Х – начала ХХ веков / С. В. Шепелева // Павленковска библиотека: 1У Российские библиотечные Павленковские чтения. - Пермь, 2001. С. 15-21.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.