Сегодня: 23 Октября 2021 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:1Статьи:3 
Пермь Вычегодская
Наименование
ПЕРМЬ ВЫЧЕГОДСКАЯ
 
Текст
ПЕРМЬ ВЫЧЕГОДСКАЯ.
Исторический и географический термин для обозначения территории Вычегодского бассейна в пределах современной Республики Коми. Впервые упоминается в «Повести временных лет», а в 1264 г. называется волостью, подчиненной Великому Новгороду. На этой территории сформировался народ коми, живущий в основой массе в современной Республике Коми, а также в северо-зап. Сибири и на Кольском п-ве. Язык коми близок к языкам коми-пермяков и удмуртов. Все три языка составляют перм. группу фининно-угорской семьи языков. Заселение Вычегодского бассейна предками коми началось в глубокой древности. Археологические памятники (городища и могильники) бассейна pек Вычегды и Выми 11 - 12 вв. близки к камским и чепецким городищам (принадлежащим предкам коми-пермяков и удмуртов). Вместе с тем целый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в бассейне р. Вычегды, позволяет считать её исконно местной, сложившейся в результате развития более древних культур, комплексов, наметившихся ещё в первых веках нашей эры. Уже в первом тысячелетии коми общались со славянскими племенами. Эти связи отразились в общем типе украшений, орудий, керамики. Коми находились в даннических, а позднее в торговых отношениях с Новгородом Великим и Ростово-Суздальским княжеством. В нач. 14 в. на земли, расположенные по средней Вычегде и Выми, распространяет своё влияние Москва. В 1380 г. началось обращение коми в православие. Святой Стефан – первый епископ Перм. епархии, основанной в 1383 г. Его кафедра находилась в городке Усть-Вым, на берегу р. Вычегда. Умножив число христиан до тысячи, он построил близ устья р. Выми первую церковь во имя Благовещения Богородицы и славил Творца вселенной на языке перм.; а жители, самые упорные в язычестве, с любопытством смотрели на обряды христианского богослужения, дивяся красоте храма. Наконец, желая доказать им бессилие идолов, Стефан обратил в пепел одну из их знаменитейших кумирниц. «Народ видел и безмолвствовал в ужасе, кудесники вопили, святой муж проповедовал». Тщетно главный волхв именем Пама хотел защитить свою веру: кумиры, разрушенные пламенем, свидетельствовали их ничтожность. Он вызвался пройти невредимым сквозь огонь и воду, требуя, чтобы Стефан сделал то же. «Я не повелеваю стихиями, – ответствовал смиренный инок, — но Бог христианский велик: иду с тобою». Пама думал только устрашить его: видя же смелость противника, отказался от испытания и тем довершил торжество истинной веры. Убежденные мудрым учением Стефана, жители целыми толпами крестились и вместе с ним сокрушали идолов в домах, на улицах, дорогах и в рощах, бросая в огонь драгоценные кожи зверей, приносимые в дар сим деревянным богам, и полотняные тонкие пелены, коими их обвивали. Пишут, что главными идолами народа были Воипель и так называемая Золотая баба, или каменное изображение старухи с двумя младенцами; что суеверные, убивая лучших своих оленей в честь ее, кровию оных мазали рот и глаза истукану, отвечавшему на вопросы любопытных о тайнах судьбы; что близ того места, в горах, часто раздавался звук, подобный трубному. Создав в Усть-Выми еще две церкви во имя св. Николая и архангела Михаила, Стефан основал около сей последней церкви обитель для сподвижников своих в проповедовании Евангелия и завел школы, в коих обучали зырянских детей на перм. языке часослову, псалтыри и другим переведенным на их язык книгам. Положив, таким образом, основание своей паствы, в 1383 г. он отправился в г. Москву к митрополиту Пимену с донесением об успехе своих миссионеров, где и был признан достойным епископского сана. «Сей новый святитель, возвратясь в землю, им просвещенную, заслужил имя отца пермян, учил, благодетельствовал; во время голода доставлял им хлеб из г. Вологды и ездил в г. Новгород ходатайствовать за них у правительства». В 1396 г. Стефан поехал в г. Москву по делам своей епархии, но по приезде в г. Москву занемог и того же года, 26 апр. преставился. Св. Стефан был погребен в церкви Спаса на Бору, что в Кремле. «Сей ревностный проповедник слова Божия провел в неутомимых трудах 21 год и был пермским епископом 13 лет». Русская Православная Церковь причла его в 16 в. к лику святых и празднует память его 26 апр. (9 мая). Книги церковные, переведенные Стефаном на перм. язык, к сожалению, не сохранились. Названия букв, изобретенные Стефаном, сходны со славянским названием и порядком. В записках историографа Г. Ф. Миллера находится перм. подлинная азбука, выписанная им из одной книги Стефанова жизнеописания, хотя и неполная. Наименование Вычегодского бассейна Пермью Вычегодской сохранялось до нач. 16 в. В наше время древнее название Пермь Вычегодская используется только для обозначения древней истории народа коми. Пермь Вычегодская в понимании историков – это вымская культура 11-14 вв., которая послужила основой формирования народа коми.

Г. Н. Чагин
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Савельева Э. А. Пермь вычегодская: к вопросу о происхождении народа коми. М.: Наука, 1971. 221 с.: ил., 1 л.табл.
 
Источник библиографии
Савельева Э. А. Вымские могильники ХI-ХIU вв. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. 200 с.: ил.; 22 л. ил.; прилож.
 
Источник библиографии
_ Прохоров Г. М. Стефан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2.
 
Источник библиографии
Христианство и язычество народа коми : [сб. ст. : К 600-летию Стефана Пермского / сост. и науч. ред. Н. Д. Конаков]. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2001. 239 с.: ил.
 

Предметные ссылки

Статья
КОМИ-ПЕРМЯКИ
 
Статья
УДМУРТЫ
 
Статья
СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
 
Статья
ЗОЛОТАЯ БАБА
 
Статья
ЯЗЫЧЕСТВО В ПРИКАМЬЕ
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2021 ПГОУБ.