Сегодня: 23 Августа 2014 года
УКАЗАТЕЛИ
РУСАРТ — энциклопедии, базы данных библиотек, архивов, музеев
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:1Статьи:5 
Пермь Великая
Наименование
ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
 
Текст
ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
Вхождение Перми Великой в Русское государство подробно освещается в Вычегодско-Вымской летописи. В ней за 1451 г. читаем: "...прислал князь великий Василий Васильевич на пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню".
Из летописного текста видно, что первым наместником московского князя Василия II Темного в Перми Великой явился Михаил Ермолич. Это означало начало включения камских земель в Русское государство. Для резиденции Михаила Ермолича была выбрана г. Чердынь, впервые упомянутая, как видно из летописного повествования, под 1451 г.
Дискуссионным остается вопрос о происхождении великопермского князя Михаила Ермолича. Одни исследователи предполагают о его русском происхождении, а другие – о принадлежности к местной (коми-пермяцкой) знати. Доказательства по этому поводу основываются на летописных сведениях, которые подкрепить какими-то более весомыми источниками не представляется возможным.
Христианизация Перми Великой.
Административная власть Москвы закрепляется христианизацией населения Верхнего Прикамья. Первая попытка закрепить великопермские земли религиозным путем была предпринята епископом Пермской епархии Питиримом в 1455 г. Об этом Вычегодско-Вымская летопись рассказывает так: "…приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов ...того же лета шли на Пермь безверныи вогуличи, Великую Пермь воевали, Питирима идуще к Перми поимали и убили". Против Питирима выступили пелымские вогулы (манси) во главе с князем Асыкой. Родоплеменная знать вогулов не хотела расставаться с язычеством, которое давало ей немало привилегий. К тому же мирное присоединение Перми Великой они расценивали как угрозу своей самостоятельности.
Вторая попытка христианизации Перми Великой оказалась успешной. Пермский епископ Иона в 1462 г. "добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых крести". Княжата - это знать местного коми-пермяцкого населения. Они являлись подданными князя Михаила. С этого времени на древней пермской земле начинают строить первые храмы и среди них первый на Урале Чердынский Иоанно-Богословский монастырь.
Впоследствии высокое христианское значение приобретают города Соликамск, Верхотурье, Кунгур и центры вотчины Строгановых: Орел-городок, Новое Усолье, Пыскор, но в церковной историографии всегда выделялась особо Чердынь, поскольку оттуда на "Великопермскую землю первоначально излилось Христово учение".
Окончательное присоединение Перми Великой к Москве.
События 1460-1470-х гг. показали, что назначение наместника в Чердынь и христианизация населения не обеспечивали еще прочной власти московских князей в Перми Великой. Пермская земля не раз подвергалась разорительным набегам со стороны Казанского и Сибирского ханства, а Москва, занятая борьбой за овладение еще более северными новгородскими землями, не могла оказывать большую поддержку своему наместнику в Чердыни. К тому же сам наместник не всегда и стремился выполнять указания московского князя. Он даже был склонен перейти на службу Казанскому ханству, в 1471 г. отказался принять участие в объединенном походе русского отряда на Казань. Поэтому летописец, стремившийся к точному отражению жизни родной земли, вынужден был засвидетельствовать в то время: "…пермяки (т. е. чердынцы. - Г.Ч.) за казанцев норовили, гостям казанским почести воздавали, людям торговым великого князя (т. е. московского. - Г.Ч.) грубили".
Сепаратистские действия наместника московского князя в Перми Великой Михаила Ермолича были известны в Москве. И как только Москва завершила борьбу с Великим Новгородом и получила в 1471 г. отказную грамоту на все новгородские земли, в том числе и на пермские, московский князь Иван III организует в 1472 г. крупный военный поход на Пермь Великую.
Поход 1472 г. явился важным историческим событием не только для Урала, но и для всего Русского государства. Отряд был подготовлен в г. Великий Устюг. По указанию Ивана III в него включили воинов из разных северных земель - "устюжан, белозерцев, вологжан, вычегжан". Возглавить отряд было поручено опытному военачальнику, участнику битвы с татарами на Каме и с новгородцами у реки Шелони князю Федору Пестрому и устюжскому воеводе Гавриле Нелидове. Активное участие в осуществлении Иваном III похода военного отряда принял епископ Пермский Филофей, с которым Москва сохраняла наиболее тесную связь.
Захватив городки Перми Великой и местных князей, Федор Пестрый при впадении р. Покчи (Кемзелки) в Колву построил крепость, после чего "седее в нем" и "приведе всю землю ту за великого князя". Это сообщение очень важно для истории Пермской земли. В ней появился еще один русский опорный пункт московских великих князей – городок Покча.
Вхождение Перми Великой в Русское государство стало важным историческим событием. Появились возможности расширения государственных границ за Урал и освоения новых природных богатств. Народы, населявшие Урал, могли ближе познакомиться с культурными достижениями русского народа.
Но окончательное присоединение Пермской земли к Москве происходит в начале XVI в. В 1505 г. московский князь «свел с Великие Перми вотчича своего… а в Перме велел бытии» русскому наместнику В. А. Ковру. Целенаправленная длительная политика русского правительства по закреплению позиций Москвы на Урале дала положительные результаты.
Порядок правления вновь назначенного Москвой в Пермь Великую наместника Василия Ковра определялся уставной грамотой, полученной им в момент вступления в должность в 1505 г. Когда в Чердыни сгорел подлинный экземпляр этой грамоты, царь Иван IV (Грозный) в 1553 г. выдал новую грамоту. В должности наместника Василий Ковер пребывал более четверти века. Позднее в Чердыни наместников заменили воеводами, которые подчинялись Новгородскому приказу в Москве. Для управления городом и уездом воевода имел приказную избу.


Г. Н. Чагин
 

Библиографии

Источник библиографии
Уральская историческая энциклопедия / гл. ред.: В. В. Алексеев; РАН. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига: УрО РАН, 2000. 640 с., С. 419.
 
Источник библиографии
Дмитриев А. А. Пермская старина. Вып. I - III. - Пермь, 1889–1991.
 
Источник библиографии
Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце ХI-начале ХVII века. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та, 1990. 164 с.
 
Источник библиографии
Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV - перв. пол. XVII в. Екатеринбург: Банк культур. информ., 2006. 291 с. (Очерки истории Урала. Вып. 40)
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь: Кн. мир, 2004. 256 с.: ил. (По городам и весям Прикамья)
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2014 ПГОУБ.