Сегодня: 23 Ноября 2017 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:4Статьи:25 
Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. IV - V вв. Классический образец трактовки головы медведя. Из коллекции Теплоуховых. Найден в береговых осыпях реки Кын. (Лысьвенский район Пермской области). Бронза, литье.Ажурная бляха. V - VI вв. На небольшой пластине мастер показал всадницу на лосе - коне, под ногами у которого десять голов ящеров, позади животное, а впереди летящая птица. Вверху арка из семи лосиных голов. (Верхнее Прикамье пермской области). Бронза, литье.Прорезная бляха. VI - VII вв. Богиня, окруженная снизу и сверху лосиными головами, а по сторонам - высокими фигурами двух людей. найдена при впадении реки Тимшер в Южную Кельтму в 1948 г. (Чердынский район Пермской области). Бронза, литье.Птицевидный идол. VIII - IX вв. На груди человеческая личина. Очень натурально и реалистично изображено оперение. Пришивался к одежде. Найден в окрестностях деревни Кондратьева Слобода Чердынского района Пермской области в 1980 г. Бронза, литье.
Наименование
Пермский звериный стиль
 
Текст
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье), бронз, художественная пластика VII в. до н.э. - XII в. н. э. Распространен в лесной и лесо - тундровой зоне северо – восточной Европы и западной Сибири от Камско - Вятского бассейна до водораздела Енисея - Оби. Изучение Пермского звериного стиля началось в конце XIX - начале XX в. Все исследователи сходятся на местном происхождении пермского звериного стиля. По - видимому, можно говорить о нескольких центрах возникновения этого стиля, например, Томско - Нарымское Приобье, Прикамье, горно - лесное Зауралье. В. Н. Чернецов отмечал близость древнеуральской изобразительной манеры, отразившейся, в частности, в наскальных изображениях, к стилю ранних металлических поделок.
Изделия пермского звериного стиля выполнены в бронзе (литье в односторонней и двусторонней формах, полое литье), в дереве, кости (резьба), в рисунках - гравировках на металлических и костяных предметах. Основной круг сюжетов: звери, представители лесной фауны (лоси, олени, медведи, пушные звери и т.д.), кони, водоплавающие, лесные и хищные птицы, змеи, насекомые, существа зоо - и орнитоморфной природы, человека. Композиции разнообразны: стоящий (идущий) в профиль зверь; плывущая птица; птица в фас с распахнутыми крыльями с антропоморфной фигуркой на груди; медведь в жертвенной позе: голова между лапами; стоящие фронтально одна, две или несколько человеческих фигур; сложные двух- и трехъярусные композиции, состоящие из антропоморфных и зооморфных существ; всадники.
Места находок разнообразны: клады, святилища, костища, погребения, жертвенные комплексы в некрополях и на местах металлургических производств.
Ранние изделия после отливки не обрабатывались и, по - видимому, употреблялись в качестве священных предметов при проведении обрядов. С рубежа эр на изделиях появляются петельки для прикрепления, наружная поверхность полируется (Гляденовское костище).
С середины I тыс. н.э. изделия пермского звериного стиля делятся в функциональном отношении на две группы. К первой относится пермско - печорская бронзовая художественная пластика культового назначения. Наиболее выразительны трехъярусные композиции, которые рядом авторов (Б. А. Рыбаков, Л. В. Чижова) трактуются как космогонические. Верхний ярус - голова (головы) лося ассоциируются с верхним миром небесной лосихи; средний - с земным миром, центром которого является человек: семья, вождь, металлург и, чаще всего, шаман; окружающие человека звери. Нижний мир - это звероящер, обращенный головой вправо (к западу).
Ко второй группе - зауральской и западно - сибирской - относятся украшения и принадлежности костюма, выполненные в зооморфной манере: поясные застежки, браслеты, подвески, пронизки; оружие: рукояти и ножны кинжалов, щитки для защиты руки от тетивы, навершия кресал и гребней. Сочетание изображения голов медведя между лапами с фигурами зайцев или др. пушных на браслетах, фигурки - подвески в виде коня, зайца, водоплавающей птицы, изображение хищной птицы на рукоятях кинжалов представляют собой знаковое выражение угорских мифологических сюжетов.
К XII - XIII вв. наблюдается повсеместное угасание искусства пермского звериного стиля. Сначала в Прикамье, а потом и в западной Сибири все большую роль начинают играть привозные изделия из серебра. Место художественных изделий из бронзы занимают упрощенные поделки массового изготовления. Образный строй пермского звериного стиля сохраняется в фольклоре, а его символика - в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов коми, удмуртов, манси и ханты.
 

Библиографии

Источник библиографии
Уральская историческая энциклопедия / гл. ред.: В. В. Алексеев; РАН. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига: УрО РАН, 2000. 640 с., С.414-415.
 
Источник библиографии
Спицын А. А. Шаманские изображения // ЗОРСА, СПб., 1906. Т. 8.
 
Источник библиографии
Оборин В.А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. - Пермь, 1976.
 
Источник библиографии
Анучин Д.Н. К истории искусства и верований у приуральской чуди // МАВГР. 1899. Т. 3.
 
Источник библиографии
Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: (проблемы семантики). М.: Наука, 1975. 148 с.: ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2017 ПГОУБ.