Сегодня: 15 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:2Статьи:11 
Портрет М. А. Осоргина.Мемориальная доска памяти М. А. Осоргина в г. Перми.
Наименование
ОСОРГИН МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
 
Текст
ОСОРГИН МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878, Пермь – 27.11.1942, Шабри, Франция) – русский писатель, журналист, общественный деятель.
Литературная известность пришла к нему с выходом первого романа «Сивцев вражек» в 1928 г. До этого была работа в газетах и журналах, итогом которой стала слава одного из крупнейших русских журналистов. Не случайно поэтому, главной особенностью литературного подчерка писателя считается тесное взаимодействие журналистики и беллетристики. Осоргин был убежден в социальной ответственности литературного творчества, всю свою жизнь он был верен гуманистическим принципам, сложившимся в классической русской культуре 19 в. Не только журналистские, но собственно литературные произведения Осоргина всегда отличала тесная связь с «больными вопросами» времени и открытая авторская позиция. В то же время переболев в молодости увлечением политикой, зрелый Осоргин подчеркивал свою независимость от каких-либо политических или культурных доктрин.
Современник Серебреного века, Осоргин избежал его модернистских крайностей. Как будто вопреки усложненности символистского языка, он оставался сторонником классической ясности литературного слова. Осоргин напрямую называл своими учителями Л. Толстого и С. Аксакова, с удовольствием «цитировал» Н. Гоголя и А. Чехова. Следование традициям русской классики иногда кажется слишком прямолинейным. Осоргин намеренно населяет современность своих романов узнаваемыми персонажами, как будто проверяя их на прочность в условиях глобально изменившейся русской действительности. Осоргин принадлежит к тому поколению писателей, которые завершили эпоху русской классической литературы и осознали этот факт.
Осоргин родился в Перми, в семье губернского судьи А. Ф. Ильина, либерала и участника судебной реформы Александра II. В семье любили музыку и литературу, старший брат Осоргина Сергей Ильин был известным в городе журналистом и поэтом. Ранняя смерть отца драматично отразилась на жизни Ильиных. Чтобы помочь матери, четырнадцатилетний Михаил занимался репетиторством с младшими учениками своей гимназии и начал подрабатывать в газетах. В это время состоялся и первый литературный дебют Осоргина – в столичном «Журнале для всех» (№5, 1896) был опубликован рассказ «Отец». В 1897 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1902 г. Все эти годы Осоргин сотрудничал с ПГВ: присылал московские корреспонденции, а летом, во время традиционных пермских каникул готовил материалы на местные темы. Пробовал себя в разных жанрах: корреспонденции, рецензии, очерке, рассказе. Наиболее заметен среди них цикл публикаций «Московские письма», в котором начала складываться характерная для будущего писателя очерковая, с выразительной лирико-иронической интонацией, манера письма.
«Московские письма» запечатлели живую включенность молодого журналиста в литературную жизнь Москвы тех лет. Осоргин рецензирует книжные новинки, пишет отчеты о самых интересных заседаниях знаменитого Московского литературно-художественного кружка, в частности, о бурных дебатах вокруг символистов. От репортерского увлечения литературными новостями и скандалами Осоргин приходит к осознанию собственной литературной позиции, в основе которой лежат принципы демократичности и реализма. Симптоматично, что свои письма о литературно-художественной жизни столицы Осоргин завершает очерком «Короленко».
После окончания университета работал адвокатом, однако, по его собственному признанию, «больше был занят революцией». В 1904 г. вступил в партию эсеров. В боевых операциях участие не принимал, но на его квартире проходили собрания, хранились оружие и нелегальная литература. Первый брак был тоже революционным: в 1903 г. он женился на дочери известного народовольца А. К. Маликова. В 1905 г. был арестован и попал в Таганскую тюрьму из-за совпадения фамилий с одним из организаторов Московского восстания. Ошибка обнаружилась, Осоргина освободили под залог, но, опасаясь новых гонений, он бежит за границу. События этих пореволюционных лет найдут отражение в автобиографической дилогии «Свидетель истории» (1932) и «Книга о концах» (1935).
С 1906 по 1917 гг. жил во Франции и Италии. За это время общественно-политические взгляды Осоргина претерпевают серьезные изменения, из «левого» эсера он становится противником любого политического насилия. В 1914 г. в Италии Осоргин был посвящен в масонство. Во время итальянской эмиграции окончательно определяется выбор жизненного поприща. С 1908 г. он становится постоянным корреспондентом «Русских ведомостей» и одним из самых известных журналистов России. В 1907 г.появляется литературный псевдоним Осоргин (по девичьей фамилии уфимской бабушки). Публикации этого периода вошли в книги «Очерки современной Италии»(1913) и «Сказки и несказки» (1918). Живо интересовался современной итальянской культурой, которая стала родиной европейского футуризма (статьи о творчестве Г. Д'Аннунцио, А. Фогаццаро, Дж. Паскали и др.) Выработал специфический жанр беллетризованного эссе.
В 1916 году Осоргин полулегально приезжает в Москву, а затем в качестве специального корреспондента «Русских Ведомостей» отправляется в большую командировку по российской глубинке (циклы «По Родине», 1916 и «По тихому фронту», 1917). Побывал он и в Перми, где в сентябре 1916 года состоялось открытие университета.
Февральскую революцию принял с энтузиазмом, который к октябрю перерос в осознание гибельности надвигающихся перемен. Тем не менее, активно занимался общественно-литературной работой. Был одним из инициаторов и первым председателем Союза российских журналистов. В качестве вице-президента принимал участие в создании Союза писателей, а также был создателем знаменитой Книжной лавки писателей. В 1921 году за участие в работе Общества помощи голодающим Поволжья выслан в Казань, где редактировал «Литературную газету». В 1922 году вместе с другими Осоргин был выдворен из России на знаменитом «философском пароходе» (очерк «Как нас уехали. Юбилейное», 1932). Не считал себя эмигрантом, до 1937 сохранял советский паспорт. С 1923 постоянно жил во Франции. Здесь женился на дальней родственнице М. А. Бакунина Татьяне Алексеевне Бакуниной, с которой прожил до конца дней и которая была и женой, и музой, и первым критиком. Пережив О. более чем на полвека, Т. А. Бакунина-Осоргина посвятила себя сохранению и изучению творчества мужа, подготовив к печати фундаментальную «Библиографию М. А Осоргина».
В эмиграции О. жил литературной работой. Являлся постоянным автором крупнейших эмигрантских изданий - газет «Последние новости» и «Современные записки». Здесь, в частности, были опубликованы мемуарные очерки о пермском детстве М. Осоргина, ставшие по признанию критиков одними из лучших произведений писателя. По этим публикациям были составлены книги Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки»), Вещи человека (1929), Чудо на озере (1931). В них создан удивительно уютный, светлый образ детства и подсвеченный этими детскими, сказочными воспоминаниями образ малой родины, ставший в эмигрантском далеке Осоргина оплотом главных жизненных ценностей.
О. очень много внимания уделял проблеме сохранения и развития родного литературного языка. В поисках его обновления он обращается к истокам - народному говору и русской истории. Появляется цикл великолепных «старинных рассказов» (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1938) с удивительно живой стилизацией старинного народного говора 17-18 столетий. История России тех лет предстает в рассказах Осоргина как история насилия и подавления простого человека, как история стихийного сопротивления и закаливания русского духа. Достаточно жесткие и уродливые события крепостного быта подаются Осоргиным в намеренно безоценочной, описательной стилистике народного рассказа, производя тем не менее сильнейший эмоциональный эффект.
Дебют Осоргина-романиста был неожиданным и шумным. Роман «Сивцев вражек» был начат Осоргиным еще в 1918 году, и только в 1928 он увидел свет целиком. Роман выдержал подряд два издания, был переведен сразу на несколько языков, что было большой редкостью в условиях русской эмиграции. Успех его во многом был связан с живой актуальностью тем, поднятых писателем. Посвящен он событиям последней русской революции и размышлениям о судьбах русской интеллигенции и русской культуры на переломе эпох. В центре повествования, построенного по принципу журналистского объединения глав-новелл, жизнь московского профессора-орнитолога и его внучки, представляющая «типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции» (О. Ю. Авдеева). Кровавой логике большевистской революции Осоргин противопоставляет ценности внесоциального гуманизма, потерянной человечеством природной гармонии – поэтому в романе постоянно проводятся параллели человеческого мира с миром природы. Роман упрекали в тенденциозности и явном следовании за «толстовской традицией». Однако это не помешало его читательскому успеху. Роман читался как книга о старой Москве и настоящих героях, ее отличали острая ностальгическая тональность, фактурность деталей и напряженный публицистический пафос.
Последующие романы Осоргина также были обращены к событиям отечественной истории последних ее роковых лет. Дилогия Свидетель истории (1932) и Книга о концах (1935) посвящена исходу русского революционного терроризма. Романы скреплены сквозным персонажем родом из пермского прошлого Осоргина. Им стал странный человек, поп-расстрига, человек из народа, которому все любопытно, Яков Кампинский (Яков Шестаков). Не лишенные черт авантюрно-приключенческого повествования, романы все же не имели большого читательского резонанса, оставшись слишком скорым свидетельством бурных событий русской истории, не получивших убедительной психологической проработки и яркого художественного решения. В этом отношении более состоятельным оказался роман «Вольный каменщик» (1937), который обращен к теме масонства, увлекшего многих русских эмигрантов. В романе использована стилистики кинематографа и газетных жанров (документальные вставки, событийная насыщенность, заголовочные «шапки»).
В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940 – 1942 публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) корреспонденции «Письма из Франции» и «Письма о незначительном», вышедшие в 1952 году отдельной книгой и ставшие заключительным манифестом писателя. Перед угрозой нового и самого страшного насилия, который воплощала собой фашистская диктатура, в нем О. отстаивал гуманизм, защищающий конкретного человека и его личностную свободу.
Завершающим и, по признанию многих литературоведов, лучшим произведением М. Осоргина стали начатые в 1938 году мемуары (Детство и Юность). Отдельной книгой они были изданы под общим названием «Времена» в 1955 году с предисловием М. Алданова. Исследователи называют книгу «романом души», путеводителем по вехам душевного становления писателя, принадлежавшего, по определению самого Осоргина, к сословию “просчитавшихся мечтателей”, “русских интеллигентных чудаков”. Для Перми «Времена» имеют особое значение. Город отражен в них в целостном, законченном художественном образе, в котором сошлись мотивы детства и живительной природной силы, персонифицированной в образах леса и Камы. О. Г. Ласунский называл М. Осоргина крестником Камы, имея в виду глубокую лирико-философскую значимость темы малой родины в творческой судьбе писателя. Пермь и Кама стали одними из центральных персонажей в художественном пространстве М. Осоргина. В них воплотились излюбленная писателем тема русской провинции и свойственная его манере акцентированная лиричность, окрашенная глубочайшей ностальгией: по России и своему родовому гнезду, по родной природе и великому языку, не траченному молью советского новояза.
Умер Осоргин в Шабри 27 ноября 1942, похоронен на местном кладбище.

Соч.:
Осоргин М. А. Мемуарная проза. Пермь: Кн. изд-во, 1992. 286 с.
Осоргин, Михаил. Времена. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное изд-во.1992.
Осоргин, М. Собрание сочинений в 4 тт. Москва, Изд-во «Интелвак», 1999 - 2001.
Осоргин, М. Московские письма. Пермь, 2003.
Осоргин, М.А. Мемуарная проза: 2-ое издание. Пермь: Дом учителя, 2006.
Лит.: Михаил Осоргин: страницы жизни и творчества. Материалы научной конференции «Первые Осоргинские чтения. 23-24 ноября 1993 г. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та. 1994.
Михаил Осоргин: художник и журналист. Материалы вторых Осоргинских чтений. Пермь/ Пермский госуниверситет, 2006.
Авдеева О. Ю. М. А. Осоргин. Библиобиографическая статья.http://belousenkolib.narod.ru
 
Период от
1878
 
Период до
1942
 

Библиографии

Источник библиографии
"Он был писателем, и незаурядным...": материалы о творчестве М. А. Осоргина. Пермь: Шк.-гимназия N 46, 2000. 86 с.: ил.
 
Источник библиографии
Минувшее: ист. альманах / гл. ред. В. Аллой.- М.: СПб.; [Париж]: Феникс; "ATHENEUM", 1990., С. 199-209.
 
Источник библиографии
Михайлов О.Н. От Мережковского до Бродского. Литература русского зарубежья: кн. для учителя / О. Н. Михайлов.- М.: Просвещение, 2001.- 336 с.: ил., С.206-207.
 
Источник библиографии
Рась М. Россия за рубежом: история культуры рус. эмиграции 1919-1939 / [Пер. с англ. А. Ратыбыльской; предисл. О. Казниной].- М.: Прогресс - Академия, 1994.- 296 с., С.117.
 
Источник библиографии
Русские писатели 20 века: биограф. словарь / гл. ред. П.А. Николаев. М.: Большая рос. энциклопедия: РАНДЕВУ АМ, 2000. 806 с., С.523-525.
 
Источник библиографии
Осоргин М. А. Мемуарная проза. Пермь: Кн. изд-во, 1992. 286 с.
 
Источник библиографии
Ласунский О. Г. Крестник Камы // Осоргин М. А. Мемуарная проза. Пермь: Кн. изд-во, 1992., С. V - XXXII.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.